Замечательная экранизация бессмертной книги Ильфа и Петрова
поставлена в жанре мюзикла. Андрей Миронов и Анатолий Папанов, казалось,
самим Богом были предназначены, чтобы сыграть парочку авантюристов-охотников
за стульями работы мастера Гамбса. А режиссер Марк Захаров, поставивший
это ироничное и смешное представление, куда больше похожее на театральный
спектакль, чем на фильм, позаботился окружить главных героев целым созвездием
замечательных актеров.
Экранизируя для телевидения популярный роман Ильфа и Петрова, Марк Захаров
неизбежно обрекал себя на сравнение с «12 стульями» Леонида Гайдая. Как,
впрочем, и с зарубежными экранизациями того же романа, среди коих в первую
очередь следует отметить одноименный фильм известного американского комедиографа
Мела Брукса. Пригласив отвергнутого Гайдаем Андрея Миронова на роль гениального
мошенника Остапа Бендера, Захаров сделал ставку не только на бесспорный
комедийный талант популярного актера, но и на его пластичность и музыкальность.
Геннадий Гладков написал для фильма цикл, на мой взгляд, весьма удачных
песен, и Андрей Миронов замечательно их исполнил. Его Бендер получился
куда романтичнее Бендера Гомиашвили. При этом Миронов хорошо чувствовал
предложенный режиссером ход пародии-стилизации, то и дело намекающей на
кассовые кинохиты великого немого кинематографа 1920-х годов. Самый яркий
пример тому-блестяще сыгранный и снятый танец Андрея Миронова и Любови
Полищук на фоне «торгсинов» и иных магазинов. Хорош и Анатолий Папанов
в роли Кисы Воробьянинова, хотя, быть может, он и уступает в колоритности
Кисе Сергея Филиппова. Жаль только, что Марк Захаров излишне увлекся закадровым
текстом, пусть даже и в превосходном исполнении Зиновия Гердта.