Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
Инженер, который хочет убежать из России, где столкнулся
с многочисленными материальными трудностями и ревностью супруги, улетает
на космическом аппарате собственного изготовления по направлению к планете
Марс. Он берет в компаньоны по путешествию солдата красной армии Гусева
и детектива, который, отправился на его поиски. На Марсе инженер влюбляется
в повелительницу планеты Аэлиту. Он присутствует при восстании рабов,
но в момент приближающейся победы Аэлита предает его. Но все это не больше,
чем сон, и проснувшийся инженер обнаруживает на Земле мир и порядок…
Первый советский научно-фантастический фильм и первый фильм, поставленный
режиссером Яковом Протазановым после его возвращения из эмиграции из Парижа.
В его основу был положен одноименный роман Алексея Толстого. Впервые в
картине Протазанова снимался Игорь Ильинский, ставший впоследствии одним
из его самых любимых актеров. Задача режиссера была достаточно сложной.
Ему была чужда идея романа: противопоставление умирающей цивилизации далекой
планеты Марс (мир буржуазный) нарождающейся цивилизации планеты Земля
(Страна Советов). Не слишком увлекала режиссера и фантастическая сторона
сюжета: полет землян на Марс. В этом плане Яков Протазанов ограничился
изобразительным решением фильма. Художник создал конструктивистские декорации
в тех эпизодах, где действие происходило на Марсе. Это были геометрические
плоскости, косые площадки, винтовые лестницы-иными словами, все чуждое
знакомому и узнаваемому быту землян, персонифицированному в образах красноармейца
Гусева и его жены Наташи. Самыми сильными сценами в «Аэлите» оказались
подвластные таланту и устремленности Протазанова остроумные, забавные
эпизоды из жизни простых обитателей московских коммуналок, эпизоды в детском
доме, эвакуационном пункте. Пылкий роман красавицы-марсианки Аэлиты отчасти
напоминал мелодраматические отношения из дореволюционных лент Протазанова.
Вместе с тем в истории этой необыкновенной любви прозвучали и ноты изначальной
обреченности, отсутствия будущего для человека с планеты Земля и прекрасной
марсианки, людей разных миров. Фильм использовал значительные материальные
средства и имел огромный успех, несмотря на ожесточенную критику, которая
поднялась вокруг него в СССР. Сейчас он выглядит немного устаревшим и
имеет исключительно исторический интерес. Интересно, что фильм имел в
СССР такой огромный успех, что многие семьи стали называть именем Аэлита
своих новорожденных детей.