О восстании рабочих киевского завода «Арсенал» против
контрреволюционной Центральной Рады в январе 1918 года…
«Я поставил себе две цели: я в «Арсенале» буду громить украинский национализм
и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины,
совершившего социальную революцию. Я зачастую работал, как работает боец
в бою-не заботясь о том, по правилам ли рубит он врага или не по правилам»-писал
Александр Довженко. Но если отвлечься от идеологической начинки «Арсенала»,
можно заметить, что фильм во-многом построен по фольклорным, мифологическим
законам. Сражающийся с Центральной Радой солдат Тимош по сути-типичный
мифологический герой: он бессмертен (вспомним знаменитую поэтическую метафору
Довженко, когда в сцене расстрела от Тимоша отскакивают пули), лишен психологических
тонкостей. Тимош, скорее, символ, чем характер. В «Арсенале» есть и другие
фольклорные приемы (оживший портрет Шевченко, говорящая лошадь). Нельзя
не упомянуть и яркую, экспрессивную операторскую работу Даниила Демуцкого,
снявшего потом и другие знаменитые фильмы Довженко.