Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса  Асса

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Асса

Асса

1987, 153 мин., «Мосфильм/Киностудия Круг»
Режиссер и сценарист Сергей Соловьев, сценаристы Сергей Ливнев и Натан Эйдельман
В ролях Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Дмитрий Шумилов, Виктор Бешляга, Анита Жуковская, Андрей Халявин, Ирена Куксенайте, Дмитрий Долинин, Александр Домогаров, Кирилл Козаков, Анатолий Сливников, Александр Баширов, Илья Иванов, Герман Шорр

В зимней Ялте встречаются крупный промышленный мафиози Крымов, юноша-авангардист Бананан, любовница Крымова (она же и любимая Бананана), царь Павел, театр лилипутов и музыканты рок-групп…
Много в этом фильме странного и непонятного «среднему зрителю», хотя Сергей Александрович Соловьев (р. 1944), поставивший фильмы: «Егор Булычев и другие» (1971), «Станционный смотритель» (1972), «Сто дней после детства» (1974), «Мелодии белой ночи» (1976), «Спасатель» (1980), «Наследница по прямой» (1982), «Избранные» (1983), «Чужая белая и рябой» (1986), уверял, что изначально собирался сделать абсолютно коммерчески успешный продукт-эдакое «индийское кино по-русски». Что ж, любовный треугольник в фильме наличествовал: Крымов-Алика-Бананан. И главная героиня выбирала не деньги, что были у Крымова, не ту власть, что они давали, а искреннее чувство к молодому и бедному парню. И своей рукой совершала возмездие за его убийство. Но у Соловьева получился фильм-вызов, фильм-провокация. Начиная от непонятного названия «Асса». Журналисты спрашивали режиссера: почему «Асса»? Что это? И он отвечал, внутренне потешаясь: «Это все благодаря Сереже Бугаеву, Африке. Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан» или еще как-то, в смысле, что «здравствуй, новый мальчик». Пришел ко мне в гостиницу «Ялта» Африка в три часа ночи в трусах и говорит: «Хотите фильму успеха? Нечеловеческого? Немыслимого? Такого, какого даже представить не можете? Назовите фильм «Асса»!». Я в ответ: «Какого успеха, Африка? Три часа ночи!». «Назовите фильм «Асса»-твердил он. И стал говорить про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Асса!». Всем этим он меня утомил. «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру-Автор Соловьев Сергей Александрович». Африка ушел, я лег спать, а утром проснулся и понял, что моя картина называется «Асса». И главную героиню зовут непривычным русскому уху именем Алика. Так назвал ее автор сценария Сергей Ливнев, бывший в то время в браке с актрисой Аликой Смеховой. И эта музыка Гребенщикова, Цоя, Чернавского, которой фильм наполнен настолько, что кажется, она в нем главная. Музыка, которую играли в подвалах, маленьких клубах, которая переписывалась на кассеты, музыка андеграунда, субкультуры (или контркультуры)-словом, та, что слушала молодежь, а не та, что звучала официально. Соловьев вспоминал про премьеру фильма: «Когда зазвучала песня «Под небом голубым», весь зал встал, как во время исполнения гимна Советского Союза, и хором подпевал Гребенщикову. От начала до конца. Потом все сели и стали смотреть дальше. Такое не забудется. Такого не было никогда до этого и никогда не сможет повториться ни при каких обстоятельствах». Кстати, с массовкой режиссер «расплатился» необычно, организовав для нее концерт группы «Кино», в ходе которого было снято исполнение песни «Мы ждем перемен». И этот небывалый энергетический подъем, и неожиданно вспыхнувшие огоньки спичек в движущихся руках-все реальное. Татьяна Люсьеновна Друбич (р. 1959), сыгравшая Алику, несмотря на то что успела сняться в главных ролях в фильмах: «Пятнадцатая весна» (1972), «Сто дней после детства» (1974), «Смятение чувств» (1977), «Особо опасные» (1979), «Спасатель» (1980), «Наследница по прямой» (1982), «Избранные» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986), «Десять негритят» (1987), «Черный монах» (1988), а потом еще снимется: «Черная роза-эмблема печали, красная роза-эмблема любви» (1989), «Привет, дуралеи!» (1996), «Москва» (2000), «О любви» (2003), «Анна Каренина» (2008), «2-Асса-2» и др., профессиональной актрисой так и не стала и работает врачом-стоматологом. У героя фильма Крымова был реальный прототип-«цеховик» и криминальный авторитет, отбывавший срок. Он рассказал Соловьеву свою историю, связанную с убийством любовника подруги, а тот и закрутил вокруг этого интригу фильма, правда, забыв о своем обещании поменять герою фамилию. И реальный Крымов вспоминал, как потешалась над ним братва после сцены убийства. Станислав Сергеевич Говорухин (р. 1936), сыгравший Крымова, сняв со скудным бюджетом дипломную работу-фильм «Вертикаль» (1967), сразу стал широко известен. Эта картина положила начало его многолетней дружбе с Владимиром Высоцким. Как режиссер снял фильмы: «День ангела» (1969), «Белый взрыв» (1970), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Контрабанда» (1975), «Ветер «Надежды» (1977), «Место встречи изменить нельзя» (1979, сериал), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «В поисках капитана Гранта» (1986), «Десять негритят» (1988), «Брызги шампанского» (1989), «Ворошиловский стрелок» (1999), «Благословите женщину» (2003), «Артистка» (2007), «Пассажирка» (2009), «В стиле Jazz» (2009) и др. По его сценариям сняты фильмы: «Пираты XX века», «Тайны мадам Вонг», «Вторжение», «Подмосковные вечера», «Черная вуаль», «Русский бунт» и др. Автор нашумевших публицистических и художественно-доку ментальных лент: «Так жить нельзя» (1990-три приза «Ника»), «Александр Солженицын» (1992), «Россия, которую мы потеряли» (1992), «Великая криминальная революция» (1993). В качестве актера снялся в фильмах: «Среди серых камней» (1983), «Сукины дети» (1990), «Анкор, еще анкор!» (1992), «Орел и решка» (1995), «Милый друг давно забытых лет» (1996), «Женская логика» (2001), «Женская логика-2» (2002), «9-я рота» (2005), «Пассажирка» (2009) и др. В прокате 1988 года картина заняла скромное 13-е место (18 миллионов зрителей), получила приз «Ника-88», а в молодежной среде сразу стала культовой. «Асса» положила начало «постсоветской» трилогии Соловьева, в которую вошли также «Черная роза-эмблема печали, красная роза-эмблема любви» (1990) и «Дом под звездным небом» (1991). Он снимет еще фильмы: «Три сестры» (1994), «Нежный возраст» (2000), «О любви» (2004), «Анна Каренина» (2007), «Асса-2» (2007-с героями первой «Ассы» и даже «ожившим» в виде головы, пришитой другому телу, Банананом), «Одноклассники» (2010). Но…повторить звездный успех все равно, что вернуть время вспять. Пока это нереально…Фразы из фильма, ставшие крылатыми: А рубль я ваш пропил. На кофе извел. Бананан. Все дело в том, что ты без очков. Надень. Алика. Так они ж без стекол. Бананан. Главное не стекла. Главное-ощущать себя зрячим человеком. Гастрит уже есть, язву-наживем! Где вы живете? Где вы прописаны? Я нигде не живу. Он поэт, он на белом свете живет. За столом никто у нас не лишний. Нет для нас ни негров, ни цветных (Бананан). Все изменила революция. Кончен бал. Тушим свет и курим солому (Бананан). Коммуникативная труба. Садись. Допустим, тебе хочется поделиться со мной какими-нибудь своими душевными переживаниями. Приводим трубу в позишн намба ван. Ты туда говори, а я сюда ухом (Бананан). Первый космонавт погиб! Гагарина нет! Я плакал. Я плакал, но я знал, что первым космонавтом я не хотел быть. Я не идиот! (Майор Шурик)-Сколько раз я летал… во сне. И осуществлял стыковки… и расстыковки. Я выходил в открытый космос. И там парил (Майор Шурик). Текст сложный. Три раза нужно сказать «нет», потом «шесть», потом слово «женский» (Бананан). Типун вам на язык! Мы должны быть добрее друг к другу, товарищ (Майор Шурик). Товарищ! Мне трудно отвечать на вопросы. Меня мутит. Я уже полпарохода заблевал (Майор Шурик). Крымов. Только такой необразованный мурзик, как вы, может не знать Гребенщикова. Бананан. Гребенщикова? А кто это? Крымов. Это бог, от него сияние исходит. Ты что, майор? Майор. Почему? Нипочему. Обыкновенное воинское звание. Почему не лейтенант?-Ты бы еще генералиссимусом вырядился, урод! (Крымов)-Удивительная картина жизни: пальмы в снегу, Ялта зимой (Бананан). Я был нетрезв! Я недостоин чести советского офицера! (Майор Шурик).