В самую красивую девочку двора влюблены двое друзей-пятиклассников.
Один из них-«технарь», мастер на все руки, другой-музыкант, скрипач. Ветреная
красавица демонстрирует свою благосклонность то одному, то другому. А
ее маленький братик Кузя хочет всего-навсего много кошек, чтобы сделать
из них обезьян, потому что из обезьяны легко сделать медведя, потому что
из медведя уже совсем просто сделать товарища…
На VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе-премия за лучшую режиссуру
Р. Быкову. Это один из лучших детских фильмов Ролана Быкова. В ту пору
он любил экспериментировать с кинематографической формой, поэтому в «Автомобиле,
скрипке и собаке Кляксе» так много всяческих придумок с вариоэкраном,
монтажом, забавными аттракционами. В сказочном антураже старинного Львова
двенадцатилетние герои фильма охвачены нешуточными страстями и пытаются
отстоять свое место под солнцем в таинственном мире взрослых. Собрав блестящий
актерский ансамбль для ролей второго плана, Ролан Быков многим из них,
да и самому себе позволил сыграть сразу несколько эксцентричных ролей-масок.
На экране вознивает настоящее музыкальное цирковое представление, где
даже люмьеровский трюк из «Политого поливальщика» превращается в целую
симфонию потоков воды из шланга. И пусть мечта маленького Кузи о том,
чтобы все кошки и собаки в один прекрасный день пополнили ряды «бразильских
диких обезьян», не сбылась, атмосфера праздника ничуть не померкла. Как
не устарели слова замечательной песни Максима Дунаевского: «А можно ли
с экрана, да прыгнуть прямо в зал?». Можно! Ни капельки не сомневаясь,
отвечает Ролан Быков. И мы ему, конечно, верим. Количество зрителей в
СССР-17, 4 миллиона человек.