Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек  Бабек

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Бабек

Бабек

1979, 137 мин., «Мосфильм/Азербайджанфильм»
Режиссер Эльдар Кулиев, сценарист Энвер Мамедханлы, композитор Полад Бюль-Бюль оглы
В ролях Расим Балаев, Гасан Турабов, Амалия Панахова, Тамара Яндиева, Шахмар Алекперов, Мамед Вердиев, Хамид Азаев, Энвер Гасанов, Гамлет Хани-заде, Гаджимурад Ягизаров, Самандар Рзаев, Гаджи Халилов, Рамиз Меликов, Эльданиз Расулов, Мухтар Маниев, Алиаббас Гадиров, Микаил Мирзоев, Бахадур Алиев, Яшар Мамедов

События фильма, действие которого происходит в девятом веке, отражают период народно-освободительного движения хуррамитов, в рядах которых сражались арабы, курды, персы и представители других народов за национальную независимость под предводительством народного героя Бабека (789-838). За двадцать лет упорной борьбы Бабек выиграл четыре сражения. Пятое для него стало роковым: попав в плен, Бабек отказался от предложения выкупить свою свободу ценой измены, и был казнен…
Бабек (около 789-838)-руководитель восстания иранскихт хуррамитов против Арабского халифата с центром в Северо-Западном Иране, в провинции Азербайджан (к югу от Аракса, расположенном ныне на территории Иранского Азербайджана и юго-восточных регионов Азербайджанской Республики), охватившего также другие области Ирана и Закавказья. Движение хуррамитов возникло в 809 году в талышских горах и вскоре перекинулось на весь Азербайджан, а также часть Аррана и Армении. Согласно Масуди и «Фихристу» Ибн ан-Надима, власть Бабека, в пик его славы, распространялась на юге до Ардебиля и Маранда, на востоке-до Каспийского моря и города Шемаха в Ширване, на севере-до Муганской степи и берегов реки Аракс, а на западе до районов Джульфы, Нахичевана и Маранды. Британский историк К. Э. Босуорт отмечает, что восстание Бабека показало прочность родовых иранских местных ощущений в Азербайджане. Иранский историк С. Нафиси считает Бабека борцом за свободу Ирана. Бабек родился в Билалабаде, расположенном недалеко от города Артавилла, современный Ардебиль. Имя Бабек является арабизированным вариантом персидского Папак. Будучи, согласно Вардану Аревелци, «человеком персидского рода», Бабек происходил из ираноязычной провинции Арабского халифата Азербайджан (Адурбадаган, иначе Атропатена-нынешний Иранский Азербайджан), где говорили на особом, ныне вымершем, иранском языке-азери). Это имя используется всеми источниками, за исключением Масуди, согласно которому имя Бабека было Хасан. В 1941 году в Баку вышла брошюра З. И. Ямпольского «Восстание Бабека», где он, изображая Бабека народным героем, радикально переосмыслили его роль в истории, в которой впервые было приведено «настоящее имя» Бабека-Гасан. В современном издании Большой российской энциклопедии также указывается, что настоящее имя Бабека-Гасан. Отец Бабека, мелкий торговец маслом вразнос, родом из Мадаина (бывший Ктесифон, столица Государства Сасанидов в Месопотамии), переселился в провинцию Азербайджан, где женился на женщине из деревни Балалабад. Мухаммад ибн Исхак ибн Ан-Надима. Китаб аль-фихрист: Его отец был разносчиком масла из жителей ал-Мадаина. Он переселился в Азербайджан и стал жить в селе по имени Билал Абад, в рустаке Маймад. Бабек рано лишился отца, убитого разбойниками. В 10 лет он нанимается пастухом, затем погонщиком верблюдов в караване, что позволило ему познакомиться со многими странами, в 18 лет поступает учеником к оружейнику в Тебризе, и наконец возвращается в родную деревню. Время молодости Бабека являлось временем подъема иранских национальных чувств. В своем восстании против халифата Бабек опирался на местное оседлое население Азербайджана, говорящее в то время на ряде иранских языков, таких как азери и талышский. Свержение Омейядов и замена их Аббасидами, которые считались проиранской династией, поселило среди иранцев надежды на изменение положения к лучшему. Тем сильнее было разочарование, вызванное убийством по приказу халифа героя борьбы против Омейядов-хорасанца Абу Муслима. В такой ситуации усиливается влияние секты «одетых в красное» хуррамитов, боровшихся против власти Арабского халифата, феодальной эксплуатации и ислама. Инициатива освободительного движения народов, подвластных халифату, исходила из Аррана. Немалую роль в этом сыграли талыши. В их стране в талышских горах, в неприступной крепости Бадз, находилась главная штаб-квартирой «красных» хураммитов. Глава секты Джавидан сын Шахрана, случайно зайдя в хижину матери Бабека, приметил незаурядные способности молодого Бабека и взял его к себе. Бабек вошел в ближайшее окружение Джавидана, имевшего своей резиденцией крепость Базз. После гибели Джавидана, Бабек женился на его вдове и был признан главой секты-воплощением божества. В этом качестве он возглавил повстанческое движение против арабов (816 год), объединив крестьян, ремесленников и мелких землевладельцев (дехканов и азатов). После этого восстание распространяется на соседние области. Вскоре почти весь Азербайджан оказывается в руках хуррамитов. Отсюда восстание перекидывается в соседние иранские области-Джабиль и Хорасан. В борьбе за престол халифата между сыновьями Харун ар-Рашида-Аль-Амином и Аль-Мамуном, мать которого была персиянкой, Багдад был захвачен в 813 году армией Мамуна и он стал халифом. Свою резиденцию аль-Мамун оставил в столице Хорасана Мерве, перебравшись в Багдад лишь в 819 году. Для борьбы с Бабеком пять раз Мамун посылает войска, но военачальники терпят поражения. В момент наивысшего могущества Бабек берет под контроль не только весь Азербайджан, но и часть Хорасана; восстание перекинулось также на Фарс и Кухистан. Под контролем Бабека находилась и часть Армении и Аррана, от Двина и Барды. Количество сторонников достигало 300 тыс. чел. Отвлечение арабов на войну с Византией и борьбу с восстанием в Египте (830-833) дало Бабеку некоторую передышку. Бабек спокойно закрепляет свои завоевания и заниматься внутренними делами. По ночам в Баззе слышатся звуки музыки и пения. Веселье здесь не кончается даже в тяжелые для хуррамитов дни. В это время в поведении Бабека начинают проявляться высокомерие и деспотизм. Он преисполняется пренебрежения к силе арабского оружия, отказываясь от тактики партизанской войны.
Тогда же осложняются отношения Бабека с армянскими соседями. В начале 820-х гг. он вступил в союз с владетелем Сюника Васаком и помог ему изгнать арабов. Однако после смерти Васака, Бабек взял в жены его дочь, попытавшись установить свой контроль над Сюником и Арцахом. Результатом стали восстания в этих землях, через которые Бабека несколько раз прошел огнем и мечом. Армянский историк Мовсес Каганкатваци описывает это так: «После этого гавар Балк восстал против беззаконника Бабана. Он выступил из Персии, захватил и разорил гавар, предавая мечу женщин и детей Балка. В следующем году оттуда Бабан перешел в гавар Геларкуник, где также предал мечу жителей, приблизительно пятнадцать тысяч, а великий монастырь Макенацоц предал огню, так что там уцелела одна лишь водяная мельница и ничего больше. И было то в двести семьдесят шестом году армянского летосчисления. Спустя два года Бабан напал на Тавусин и разогнал жителей гавара около ста пятидесяти тысяч человек. В следующем году Бабан убил Ибрахима сына Лета. В том же году изменники по имени Давон и Шаних, явившись под предлогом любви и мира, убили мечом Степанноса, прозванного Абл Асадом, который привел Бабана, разбившего балаканцев, и истребили мечом и копьем жителей гавара Бердзор и поселков Урика-Карнакаша, Хакари и Тапата». В 833 году халиф Мамун умирает, оставив наследником престола своего брата Мутасима. После заключения мира с Византией халиф Мутасим бросает все силы на подавление восстания. Для этого он реорганизует армию и создает наемное войско, в основном из тюрок. Великолепные воины, привыкшие к суровому образу жизни, тюрки сыграют основную роль в деле победы Мутасима над Бабеком. Столицу со своим тюркским окружением Мутасим переводит из Багдада в Самарру. В сражении у Хамадана Бабек изменяет своим традиционным партизанским методам ведения войны и принимает бой в открытом поле. Естественно, плохо обученное крестьянское войско Бабека, не имеющее конницы, терпит сокрушительное поражение. Значительная часть войска Бабека гибнет, остальные спасаются бегством, многие бегут в пределы Византии. Бабек тоже спасается бегством и, достигнув Базза, начинает набирать новые войска. Разгром под Хамаданом сильно подрывает авторитет Бабека-многие крестьяне теряют после этого веру в его божественное происхождение и начинают расходиться по домам. Мутасим приказывает одному из своих эмиров блокировать крепость и восстановить укрепленные пункты, в свое время разрушенные Бабеком. Несколько отрядов, высланных Бабеком за припасами, были наголову разбиты. Для завершения компании халиф Мутасим объявляет новый набор войск и командование поручает одному из самых талантливых и энергичных полководцев Хайдару ибн Кавусу аль-Афшину. (Афшин-собственно, титул владетеля области Уструшана в Согдиане, каковым являлся Хайдар). Это был один из самых энергичных халифских полководцев, прославившийся в войне с Византией. Новый командующий с самого начала выбрал правильную тактику-тактику медленного затягивания петли вокруг Базза. Весной 836 года Афшин вступает в Азербайджан. Двигаясь по горным, труднодоступным тропам, он, наконец, достигает входа в ущелье, ведущего к Баззу. Наученный поражением под Хамаданом, Бабек не решается на сражение в открытом поле и скрывается в крепости, довольствуясь редкими вылазками. Афшин, тоже будучи не уверенным в возможности успешного штурма неприступной крепости, выжидает, надеясь каким-либо путем «выманить» Бабека из крепости. К концу зимы Мутасим посылает Афшину в подкрепление корпус в девять тысяч тюркских воинов. Положение Бабека сильно ухудшается. Он просит помощи у византийского императора Феофила. Получив письмо, Феофил начинает военные действия против Халифата. Однако Мутасим, несмотря на временные неудачи в войне с Византией, не отозвал ни одного воина из Азербайджана, а после успешного окончания войны против Византии потребовал от Афшина завершения порученного ему дела. Войско Афшина штурмует крепость. Желая как-то выиграть время, Бабек просит «аман»-помилования, причем требует письменное подтверждение от самого халифа. Афшин дает согласие на «аман» и посылает гонцов в столицу. Бабек тем временем, переодевшись купцом, бежит в сторону Аррана, надеясь оттуда добраться до Византии.
Афшин, узнав о бегстве Бабека, 26 августа 837 года вступает в крепость и приказывает снести ее до основания. В крепости находят несметные богатства, которые Афшин в большинстве утаил от халифа и переправил к себе на родину. Бабек и несколько его соратников, среди которых его брат Абдаллах, мать и жена, пробираются через горы и леса в сторону Византии. На пути в Византию Бабек проходит через Армению. Как сообщает Ибн ал-Асир «И пошел Бабек скитаться, скрываясь по горам Арминии». И Бабек остановился в некоем месте во владениях Сахла б. Сунбата из армянских вельмож-на некоем водоеме (в арабских источниках Сахл ибн Смбат или Сахл ибн Сунбат ал-Армани), однако последний выдает его Афшину. Бебек переместился в Амарас, однако армяне продолжали борьбу против него. Армянские князья мотивировали его арест местью за разорение. Бабек был схвачен армянами во время устроенной Сахлом охоты посланным Афшином отрядом. Мовсес Каганкатваци с удовлетворением пишет: «И в том же году тот же князь Сахли, сын Смбата, взял в плен истребляющего людей и опустошителя стран смутьяна Бабана, зверя кровожадного, и отдал его в руки амирмумина. А за услуги он получил от двора доброе вознаграждение: право царской властью управлять Арменией, Иверией и Алуанком». От Афшина Сахл получил вознаграждение общей ценой в 1 млн дирхемов. Пленных доставляют в столицу Халифата Самарру. Бабека и его брата одевают в царские одежды, обшитые жемчугами и драгоценными камнями. Бабека сажают на громадного серого слона, подаренного царем Индии, а Абдаллаха-на великолепную бактрийскую верблюдицу. На последнем участке пути до Самарры по обе стороны дороги располагаются конные отряды и пехота, одетые в праздничные одежды, с развернутыми знаменами. Процессия, наконец, достигает дворца Халифа. Как пишет М. Томара: «Бесчисленные дворцовые постройки, составлявшие сами по себе целый город, были все украшены драгоценными коврами. Во дворе перед дворцом на золотых цепях были прикованы сотни львов. По залам дворца была расставлена личная гвардия халифа в драгоценном вооружении, затем семь тысяч белых рабов и семьсот высших придворных чинов. Стены были обвешаны десятью тысячами позолоченных панцирей и дорогим оружием. Пленников вслед за полководцем повели через знаменитую залу, где посредине мраморного бассейна стояло дерево с восемнадцатью ветками, сделанными целиком из золота; на нем сидели золотые птицы, у которых вместо глаз блестели драгоценные каменья. Наконец они вошли в тронный зал, убранный великолепными коврами исключительной редкости и ценности. Мутасим восседал на троне. Перед ним была разостлана «кожа казней» и стоял палач. Казни совершались по старому обычаю, на куске кожи в присутствии халифа. Когда подошел Афшин, халиф посадил его вблизи себя на почетное место. Затем подвели к трону Бабека. У Бабека был палач по имени Нуднуд. В столицу Афшин привез его вместе с другими пленными. Ему и поручил Мутасим казнь Бабека и его брата Абдаллаха.
С Бабека снимают одежду и раздевают догола. После этого палач отрубает ему правую руку и ударяет этой рукой несколько раз Бабека по лицу, то же делает с левой рукой. Затем палач отрубает ему обе ноги. Потом ему вспарывают живот и только после этого ему отрубают голову». Туловище Бабека прибивают к кресту и выставляют на окраине Самарры. Это место носило название «Крест Бабека» даже после того, как город был заброшен. Голову Бабека выставили в Багдаде на главном мосту, а затем отправили в Хорасан для устрашения готовых к восстанию жителей. Полководец Афшин, победивший Бабека, находился на вершине славы. В его честь писали стихи лучшие поэты, от халифа он получил вознаграждение в два миллиона дирхемов. Но возвышение Афшина пугает халифа и его окружение, его обвиняют в тайных связях с Бабеком и в «сепаратизме» и идолопоклонстве (Афшин был перешедший в ислам зороастриец). Афшина судят, но казнить боятся из-за его большой популярности в народе и армии, и он умирает так называемой «естественной» смертью в тюрьме, от голода и жажды. Начиная с 1940-х годов в Азербайджане Бабек считается национальным героем-борцом за «национальную свободу» азербайджанцев. Как отмечают Сергей Румянцев и Ильхам Аббасов, такая трактовка образа Бабека представляет собой результат идеологического мероприятия по конструированию «национального героя», хотя сам Бабек к азербайджанцам, идентичность которых определяется религией (ислам) и этничностью (тюркизм), не имеет никакого отношения. До конца 1930-х гг. не существовало утверждений, как-то соотносящих Бабека с современным Азербайджаном и азербайджанцами. Так, еще в 1936 г. первый автор книги о Бабеке (в серии ЖЗЛ), известный востоковед Михаил Томара, описывает его (в духе времени) как вождя классового восстания, но при этом именно иранского; локализуя же место этого восстания, поясняет в примечании смысл хоронима: «Азербайджан. Провинция халифата, которая соответствует провинции современного Ирана того же названия. Азербайджанская ССР не входила в прежний Азербайджан». Однако, согласно В. Шнирельману, с конца 1930-х гг. начинается усиленная «азербайджанизация» исторических деятелей и государственных образований, существовавших на территории Азербайджана. По мнению ряда ученых, это происходило в контексте общей политики «советского национализма», которая заключалась, в частности, в изобретении «Великих Традиций» для советских республик. Согласно С. Румянцеву и И. Аббасову, систематическое внедрение образа Бабека, как азербайджанского национального героя на всесоюзном масштабе, началось с работы З. И. Ямпольского (1941), где он писал о восстании: Известно, например, что до последнего времени этот яркий момент истории Азербайджана, а, следовательно, неотъемлемая часть истории СССР, совершенно не отмечался в учебных пособиях. Только в последнее время этот пробел начинает заполняться. Виктор Шнирельман также отмечает, что в этой книге Ямпольский изображал Бабека народным героем; он с гордостью отмечал, что Бабек родился в Азербайджане, однако ни словом не упоминал, что тот говорил только по-персидски. Образ Бабека как азербайджанского национального героя начал усиленно эксплуатироваться пропагандой в связи с Великой Отечественной войной и советской оккупацией Иранского Азербайджана. Дальнейшее развитие этот образ получил в работе Буниятова «Азербайджан в VII-IX вв.», где из руководителя средневековой иранской религиозно-мистической секты, возглавившего партизанскую антиисламскую войну против арабов, Бабек трансформировался в национального или народного героя, великого азербайджанского полководца, немеркнущий в веках символ стремления азербайджанского народа к свободе. В 1958 году вышел первый том «Истории Азербайджана», где впервые было приведено «настоящее имя» Бабека-Гасан Бабек (согласно Масуди имя Бабека также было Гасан). Это происходило параллельно иранской историографии, также поднимавшей Бабека на щит как иранского национального героя. В 1990-е годы к «схватке за Бабека» присоединились курды и талыши, как отмечают Румянцев и Аббасов, с «дилетантской квазиисториографией», впрочем, согласно авторам, критерии отделения этих текстов от академических работ многих азербайджанских историков крайне противоречивы. В Азербайджане Бабек не просто национальный герой, но и важное национальное достояние, такое же, как земля и недра. Бабеку установлены памятники во многих населенных пунктах, в его честь назван райцентр в Нахичеванской АР, его имя носит один из центральных проспектов Баку, его именем называют детей, его историю рассказывают как пример для подражания. Бабеку посвящен художественный фильм «Бабек», балет «Бабек» композитора Акшина Ализаде, а также два романа и три трагедии, включая трагедию Джафара Джаббарлы «Невеста огня» (1927).
В Иране, начиная с 1999 года, по инициативе известного иранского историка Мухаммеда Тахи Зехтаби азербайджанцы ежегодно 30 июня отмечают годовщину падения крепости Базз масштабными походами к ней, несмотря на противодействие официальных властей. Среди иранцев Бабек пользуется меньшей популярностью ввиду антиисламской направленности его борьбы. Однако, например, иранский историк Саид Нафиси в своей книге «Герой Азарбайджана-Бабек Хоррамдин» называет Бабека «одним из великих людей иранской земли», «одним из национальных героев Ирана, обеспечивших его бессмертие».
В IX веке территория исторического Азербайджана находилась под властью Арабского Халифата-своеобразной мусульманской супер-державы того периода. Несмотря на распространение миролюбивой религии-Ислама, со временем, арабские халифы начали осуществлять противоречивую политику по отношении к туземным народам. Ситуация достигла своего накала после прихода к власти династии Омеййядов. На этот момент, угнетенные народные массы уже перешли в открытое сопротивление. Причин же этому было достаточно. В середине VIII века жесткая налоговая политика династии Омеййядов в Арабском Халифате, произвол чиновников, беззаконие и эксплуатация населения, ограничение собственности и привилегий местных феодалов, сильная политика арабизации и другие социальные причины привели к усилению национального гнева в Азербайджане. В то время шла глубокая внутренняя борьба как во дворце Омеййядов, так и в правящих кругах стран Халифата. Протесты против Халифата получили широкое распространение и в некоторых странах переросли в открытые народные восстания. Первое сильное восстание против Халифата в Азербайджане началось в 748 году в Бейлагане. Это восстание, продолжавшееся до 752 года, в дальнейшем распространилось на Барду и Ардебиль. В восстании приняли участие все социальные слои населения, а возглавили его местные азербайджанские феодалы. Халифат с трудом смог подавить это восстание. Однако гнев масс не утихал и привел к формированию более организованного народного движения против Халифата. Самым мощным народным восстанием против Халифата была освободительная война под предводительством Бабека. Эта война была связана с протестами азербайджанского народа против арабского вторжения и получила известность в истории как «Движение Хуррамитов». В настоящее время неясно, когда конкретно начались выступления хуррамитов: в смысле, когда появились первые представители этого движения. Например, средневековый арабский писатель ат-Табари датирует начало движения Хуррамитов 778 годом. Существуют также разные мнения о названии движения Хуррамитов. Так, большинство исследователей, основываясь на мнениях авторов IX-X веков, считают, что движение Хуррамитов получило свое название от деревни Хуррам близ города Ардебиль (Южный Азербайджан). Что же касается этимологии слова «хуррам», то это можно объяснить тем, что в народе «веселых» и «счастливых» людей также называли хуррамами. Данное слово до сих пор в обороте в азербайджанском тюркском языке и используется в некоторых регионах Азербайджанской Республики, а также в Иранском Азербайджане. Конечно же, есть и те, кто утверждает, что слово «хуррам» происходит от персидских слов «хур» («огонь») и «хвар» («Солнце»). Даже с целью бросить тень на движение Хуррамитов и вызвать ненависть к нему, некоторые пропагандистские авторы пытаются связать идею Хуррамитов с поклонением огню (зороастризмом). Они утверждают, что хуррамиты не знали, что такое халяль, а что харам; что они женились на близких родственниках и несерьезно относились к вопросам морали. Это конечно же является ложью. Хуррамиты боролись за свободу народа и были объединены под красным флагом, олицетворяющим символ свободы. Они выступали против эксплуатации человека и продвигали идею социального равенства. Одним из известных вождей хуррамитов добабековского периода был Джавидан-небольшой феодал, владевший крепостью Базз. Джавидан и другой мелкий феодал Абу Имран постоянно боролись между собой за то, чтобы возглавить это движение. Согласно одному источнику, они ссорились друг с другом весной-летом, и только осенью-зимой отступали в свои крепости, занимаясь домашними делами. В одном из таких сражений Джавидан и Абу Имран были тяжело ранены и убиты в бою. Такая конфронтация конечно же ослабляло реакционное движение против арабской эксплуатации. Но произошло судьбоносное событие. После смерти Джавидана его сменил ученик и ближайший соратник Бабек, который объединил группы хуррамитов и стал единоличным лидером движения. Ему тогда было всего то 18 лет.
Бабек родился в 798 году в селе Билалабад близ Ардебиля. Его отец, Абдуллах, был уроженцем Медаины и занимался торговлей растительного масла. Абдуллах киши умер, когда Бабеку был всего год. Его мать, Баруманд, поддерживала семью и воспитывала детей, служа в домах богатых. Когда Бабек вырос, он несколько лет работал пастухом. Затем он отправился в Тебриз и оставшись там на непродолжительное время, заново вернулся к матери. Согласно источникам, у Джавидана были большие отары овец. Однажды зимой он поехал в Зенджан, чтобы продать их. В тот момент хуррамитский предводитель встретился на рынке с Бабеком, продав ему овцу. Между ними также возник приятный разговор, в результате которого Джавидан поразился уму Бабека. В момент возвращения оттуда на его отряд обрушился зимний шторм. Пытаясь спастись от природой стихии, Джавидан с отрядом принялись искать ближайший населенный пункт и оказались в Билалабаде. Здесь судьба свела их с домом того же Бабека. Погостив там и познакомившись с юным Бабеком еще ближе, Джавидан без всяких сомнений сделал ему предложение о вступлении в ряды хуррамитов. Юнец согласился. Далее он отвез Бабека в крепость Базз. Таким образом, Бабек присоединился к хуррамитам, познакомился с их учением и стал борцом за свободу. Отличавшийся храбростью и умом, Бабек вскоре завоевал всеобщее признание и стал ближайшим соратником Джавидана. После смерти Джавидана в 816 году Бабек стал главой хуррамитов. Движение Хуррамитов охватил период более 60 лет. Треть этого периода Бабек возглавлял сопротивление. Это был великий полководец и видный политический деятель своего времени, имя которого стало символом героизма азербайджанского народа.