Папа Давида военный, когда приходит назначение на новое
место службы-они всей семьей переезжают через всю страну, в новый город,
к новым соседям. Бабушка умная и опытная женщина, она знакомится с соседями,
она умеет сохранить мир в семье, а вот Давид очень робеет идти в школу,
он не знает, как ему встретиться с ребятами, которые все давно знакомы,
а он среди них один новичок. Конечно же, бабушка помогает внуку преодолеть
нерешительность. Познакомившись с одноклассницей Светой, Давид узнает
ее тайну, которую почти мимо воли выбалтывает, чтоб укрепить себя в компании.
Умышленное или нет, но это предательство, и что теперь делать-неясно…
История, случившаяся с Давидом Калошяном-веселым, открытым мальчишкой,
переехавшим с семьей из родного Еревана в Ленинград, где все ему внове-проста
и наивна. Девочка, как и он, только что пришедшая в новую школу и не сумевшая
в силу разных обстоятельств подружиться с кем-либо в классе, делится с
ним своими тайнами и трудностями. Давид узнает, что Светка пишет стихи,
и догадывается, что они потому так грустны, что посвящены ушедшей из семьи
матери. Давид сочувствует девочке, ставшей его первым ленинградским другом,
но, попав в компанию ребят-одноклассников, легкомысленно нарушает данное
Свете обещание молчать и читает ее стихи. Так и ее семейная драма, и ее
очень личные стихи становятся общим достоянием и обсуждаются в классе
кое-кем крайне бестактно. Прозрение Давида-так сказать, эпицентр фильма,
его главный сюжетный узел. Именно здесь раскрывается тот «момент истины»,
который свидетельствует-человек отвечает за все свои поступки и действия,
даже такие, которым и значения не придает. И то, что Давид осознает это,
говорит в его пользу, говорит о том, что он вырастает настоящим человеком.
Многое из дальнейшего-сцена купания Давида в замерзшем пруду, его болезнь,
эпизод с учительницей, просящей ребят в школе быть добрее друг к другу-кажется
уже не обязательным, кажется неизбежной данью занимательности. В этом
фильме участвуют не только дети, но и многие «взрослые» актеры, среди
которых прежде всего надо назвать Нину Тер-Осипян, исполняющую роль мудрой
и энергичной бабушки Марго, и Армена Джигарханяна-отца Давида. Как любопытный
штрих можно отметить участие ленинградской школьницы Марины Бугаковой.
Два года назад она-совсем еще маленькой девочкой-исполнила главную роль
в картине того же режиссера А. Вергункера «Девочка, хочешь сниматься в
кино?». Забавная и серьезная, удивительно естественная, Марина тогда покорила
сердца и зрителей, и специалистов-на XI Всесоюзном кинофестивале в Ереване
ее как «актрису» удостоили первого приза (разумеется, по разделу детского
кино). И вот она, немного повзрослевшая, снова на экране-теперь уже в
роли, можно сказать, «отрицательного персонажа». Это действительно любопытно.
Режиссер справедливо замечает, что «когда подбирают ребят для участия
в картине, стараются, чтобы образы, которые им предстоит создать, совпадали
бы с их характерами». И при этом дает Марине роль девочки, которая ничуть
не похожа на нее по характеру. Количество зрителей в СССР-5, 1 миллионов
человек.