По мотивам поэзии Олжаса Сулейманова. Действие фильма
происходит в пятидесятые годы. Жанна и ее младший брат Айдар остались
без родителей. Во время войны муж Жанны пропал без вести. Взывая о помощи,
беспомощная и доверчивая молодая женщина ежедневно пишет письма маршалу
Жукову, а младший брат, подтрунивая, поощряет ее действия. По его совету
Жанна пишет письмо Монтгомери, который мог случайно встретить ее мужа
в Германии. Это письмо становится достоянием местного почтальона-и теперь
детям врага народа грозит выселение…
Добрые чувства вызывает обращение к не раз уже проверенному «ретро», предпринятое
в фильме «Балкон» режиссером из Алма-Аты Калыкбеком Салыковым. Как много-из
политических и общественных реалий прошлого-можно было бы добавить сегодня
к образу повседневности начала 1950-х годов! Какими страстями наполнить
мотивы, которые еще несколько лет назад «ретро» едва намечало! Агонизирующая
эпоха Сталина с его гипертрофированными изображениями, «дело врачей»,
тяготы существования тех, чьи родственники оказались репрессированными,
наконец, загадочный Солнцелов (действие фильма происходит в Алма-Ате),
пришедший к нам недавно со страниц романа Ю. Домбровского «Факультет ненужных
вещей»-все это так или иначе в фильме отражено. Но режиссер не забывает
и о том, что внутренний закон «ретро»-гармония чувств. Как бы ни были
драматичны перипетии родимой истории, их воскрешает к жизни сегодняшнее,
сознание человека, с любовью и благодарностью вспоминающего свое обыкновенное
и неповторимое детство. Есть в «Балконе» такой эпизод: едет по весеннему
солнышку Айдар-главный герой картины-на лошади. Едет-на зависть своим
товарищам, и мы вместе с ним горделиво взираем на мир. Только что это:
точка съемки на две-на три головы выше самого Айдара? Он таким себя ощущает,
что тут поделаешь.