Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Белые, белые аисты

1966, 87 мин., ч/б, «Узбекфильм»
Режиссер и сценарист Али Хамраев, сценарист Одельша Агишев, композитор Румиль Вильданов
В ролях Сайрам Исаева, Болот Бейшеналиев, Хикмат Латыпов, Мохаммед Рафиков, Раззак Хамраев, Рахим Пирмухамедов, Саиб Ходжаев, Сайд Алиева, Вахаб Абдуллаев, Лютфи Сарымсакова, Мухаммедджон Таджи-заде, Джавлон Хамраев, З. Салиева, Х. Нугманова, Рустам Сагдуллаев

Действие киноповести происходит в маленьком узбекском кишлаке. По воле родителей юная Малика выходит замуж за нелюбимого человека. Встретив первую любовь, Малика восстает против семейных традиций…
Если б кто-нибудь попытался обмануть нас, говоря, что «Белые, белые аисты» старая картина, мы бы все равно с первых же кадров безошибочно угадали, когда сделан фильм. Да, это кинематограф сегодняшнего дня-и по ритму, и по операторской работе, и по музыке Р. Вильданова, которая не стремится назойливо комментировать происходящее, а, наоборот, словно на минуту выключает нас из цепи непосредственных событий, уводит куда-то дальше и выше, обогащая наше восприятие. Однако, создавая свой фильм, авторы вовсе не любуются тем, как хорошо они умеют это делать. Эти проезды камеры сквозь толпу, не «организованную», как в какой-нибудь плохой массовке, а живущую по своим законам, этот своеобразный ритм, эта способность режиссера вдруг на какие-то мгновения чуть отстраниться от предмета разговора-одним словом, все эти средства выражения современного кинематографа нужны авторам для того, чтобы по-иному-более пристально и остро-увидеть окружающий мир. И поэтому с любопытством и волнением всматриваемся мы в жизнь, казалось бы, хорошо знакомую нам, но чуть преображенную взглядом операторской камеры Д. Фатхуллина. Как уютен и светел этот кишлак с его плоскими крышами и дымками, поднимающимися к небу, как удивительно красиво это неторопливое чередование времен года, солнечных восходов и закатов, и какой разумной должна быть жизнь в гармоничном, так любимом авторами фильма мире! Но зловещие «фигуры в белом» встают на пути Малики и Каюма всякий раз, когда они делают шаг друг к другу. Женщины уже не носят паранджу, но старые предрассудки еще встречаются. Именно против них и восстают создатели фильма. Образы стариков-Шукура и Мехринисо-в достаточной мере сложны, своеобразны, мы хорошо представляем весь путь, который прошли эти люди. Характеры же главных действующих лиц-Каюма, Малики, Акрама-лишь едва намечены. Как только Малика и Каюм остаются наедине, им нечего сказать друг другу. Фильм «Белые, белые аисты»-это фильм скорее о ненависти к ханжеству, чем о любви, чем о красоте человеческих отношений. Эта ненависть понятна нам, и поэтому мы готовы поверить и в любовь, но поверить на слово, ибо сценарий не дал возможности актерам С. Исаевой, Б. Бейшеналиеву полнее и больше рассказать о своих героях. Тем не менее при всех недостатках фильм «Белые, белые аисты»-удивительно естественный и жизненный; материал, положенный в его основу, находится в полной гармонии с изобразительным решением. Количество зрителей в СССР-6, 6 миллионов человек.