Фильм о том, как попытка ударно-насильственными темпами
снять с освобожденной женщины Востока паранджу оборачивается гибелью многих
невинных людей по обе стороны классовой схватки. 1929 год. В кишлаке молодой
председатель сельсовета Кадыр пытается внушить дехканам, что жены, матери,
сестры и дочери должны сбросить паранджу, так как именно с этого начинается
подлинное раскрепощение женщины. Люди кишлака выступают против, духовенство
угрожает отступникам карой Аллаха. Положение председателя осложняется
тем, что его жена Гульсара боится открывать лицо, опасаясь гнева отца.
Кадыра поддерживает комсомолка Кумри, она публично открывает свое лицо.
Фанатики убивают девушку, избивают Кадыра. И Гульсара уже не может уберечь
его от смерти…
В первой части фильма происходит конспиративный разговор между местными
богатеями и представителями духовенства, а также беседа Кадыра с совсем
юной комсомолкой Кумри и со своей женой Гульсарой о том, что настала пора
сбросить паранджу-позорное наследие прошлого. Признаюсь откровенно: к
началу второй части все казалось мне ясным. И о чем пойдет речь (борьба
за раскрепощение женщин востока), и основные перипетии сюжета (Кумри или
Гульсара снимут паранджу и будут убиты), и расстановка классовых сил (Кадыр,
его друг коммунист Усубалиев, учительница, приехавшая из города-против
баев, их слепых и темных приспешников, духовенства), и даже чем все это
кончится. Подумалось даже: какой, собственно, смысл еще раз воссоздавать
на экране много раз показанное, известное, тем более что в необходимости
снять паранджу сегодня вряд ли нужно кого убеждать. Однако по мере развертывания
повествования события и люди, о которых идет речь, все больше и больше
привлекают внимание, захватывают, заставляют переживать и волноваться.
Количество зрителей в СССР-4, 2 миллиона человек.