Пьеса А. Н. Островского в постановке Малого театра (Москва).
Главная героиня прошла нелегкий жизненный путь. Любовь Отрадина, обманутая
и преданная бессердечным эгоистом Муровым, становится знаменитой провинциальной
актрисой Еленой Ивановной Кручининой. Она милостиво соглашается гастролировать
в городе, с которым у нее связаны тяжелые воспоминания, и там находит
сына, оставленного ею в силу обстоятельств много лет назад. Он актер в
местном провинциальном театре, он стал озлобленным от тяжелого детства,
юношества и молодости…
Чрезвычайно интересен жанр этой пьесы, названной самим автором комедией.
Комедиями во времена Островского назывались вообще пьесы, где не происходило
в финале смертей. И поэтому слово «комедия» не означает здесь, естественно,
жанра: о какой комедии в страшной истории ребенка, объявленного в условиях
царской России незаконнорожденным, могла идти речь. «От счастья не умирают»-такой
фразой завершается пьеса. Но есть ли счастье в пределах этой пьесы? Оно
призрачно. Нашедшие друг друга мать и сын окружены пошлой, сытой, презирающей
труд толпой. В пьесе Островский обращается к проблеме актерской среды,
к волновавшей его теме-художник и общество. Нисколько не идеализируя современный
ему провинциальный театр, показывая зависимость «талантов» от «поклонников»,
драматург с глубоким уважением и искренним сочувствием рисует образы истинных
художников сцены, видевших в своем служении искусству-служение обществу.