Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
По одноименному рассказу И. Тургенева из цикла «Записки
охотника». Крепостного крестьянина Фому господа поставили охранять лес
от таких же крепостных людей. В народе его прозвали Бирюком за угрюмый
и нелюдимый характер. Однако человек он добрый, совестливый, живет вместе
с юной дочерью Улитой просто и строго. Беззаветно преданный лесу, понимающий
и оберегающий каждое дерево, Фома гибнет нелепо и смиренно от пули барина-бездельника,
пришедшего в лес пострелять птиц…
Фильм вышел в ограниченном прокате (191 копия). На этой, казалось бы,
неброской картине лежала печать обособленности режиссера, хотя его зачислили
в традиционалисты. Но именно в «Бирюке» Балаян нашел свой особый «звук»-конкретный
и неуловимый, интонирующий всякий раз по-разному его последующие фильмы.
А пока что этот звук был мотивирован чисто сюжетно-«немым» героем. Созерцательность
режиссера-его внимательный к подробностям глаз и обостренный слух-не подменяет
действие в картине, в которой как будто ничего не происходит. Однако все,
что в ней происходит-пульсация повторяющихся жестов, взглядов, звуков-отзывается
во внутреннем ритме жизни леса и души главного героя. В «Бирюке» раскрылась
одна из ключевых особенностей поэтики Балаяна. Связь большого мира и отдельного
человека видится ему как конфликтное напряжение, как взаимная тяга и отторжение.
Окно здесь-пересечение миров, защита от внешних сил, разбушевавшейся стихии.
Но и ограничение свободы. Вместо Дома-окно, соединяющее тихую обитель
и враждебное-участливое к человеку пространство. Не случайно режиссер
вводит в финал фильма сцену пикника. Прелестных дам и кавалеров, упоминающих
среди светской болтовни и о продаже леса, с которым слиты душа и тело
Бирюка. Его-то-вместо живописного фазана-случайно подстреливают. Здесь
важно не только визуальное противопоставление роскошного-натюрморта с
опрокинутой бутылкой и остатками белоснежного пирожного-с жалким-полусгнившим
луком, но то, что фильм завершается (вопреки рассказу Тургенева) в прямом
смысле мертвой натурой. Гибелью Бирюка, соединившегося-теперь уже навсегда-с
природой, с натурой. В начале фильма от пули невидимого охотника падает
тетерев. В финале-умирает человек. Кольцевая композиция срифмована Балаяном
как целостный жизненный цикл. Трудное это дело-преобразовывать в систему
художественного фильма произведение литературы, которое живет в памяти
каждого. Иллюстрация, пусть и самая старательная, но лишенная самостоятельной
ценности-так уж ли она интересна? А резкий отход от первоисточника-зачем
избирать классику, если ты заведомо собираешься от нее далеко уйти? Роман
Балаян выбрал свой и очень, думается, правильный путь: он бережен к каждой
букве первоисточника, он проникается его «духом», и лишь потом, ничего
не отбрасывая и тем более не искажая, он позволяет себе несколько расширить
и дополнить оригинал. В своем фильме «Бирюк» режиссер вместе с Иваном
Миколайчуком (здесь этот известный украинский актер выступил как соавтор
сценария), с необычайной бережностью «прочитав» на экране страницы тургеневской
прозы, как бы продолжает рассказ-причем, не дополнив его почти ни одним
словом-завершает судьбу героя так, как она и на самом деле могла бы завершиться.
Фома по прозвищу «Бирюк» в картине погибает по несчастной, нелепой случайности-от
выстрела барина, который даже не понял, что, не попав в птицу, убил своего
крепостного. Да, ничего такого в рассказе Тургенева не найти, но ведь
вся великая книга «Записки охотника» буквально пропитана живой, кровной
болью писателя-гуманиста за крепостного человека, его гневом на то, что
страшный враг-крепостное право-убивает прекрасных людей, убивает медленно,
но верно, потому что морит непосильным трудом, голодом, губит болезнями,
невежеством, ломает души безнадежной безвыходностью судьбы. Кроме того,
вся вторая половина фильма «Бирюк», идущая уже как продолжение тургеневского
рассказа, развивает острую и такую небезразличную для нас сегодня тему
хищнического отношения к природе. Вот когда оно начиналось-когда российские
помещики продавали под топор прекрасные леса, когда нищие мужики в лютой
своей бедности без разбора валили деревья. Фома-Бирюк страшно беден: у
него нет ничего, кроме гнилой избенки да двоих малых детей, ему нечем
их кормить, он не может их ни учить, ни лечить. Но в этом угрюмом могучем
мужике живет огромная нежная любовь ко всему живому: он и на муравья-то
не наступит, он и ветки зазря не сломает. Артист Михаил Голубович проникновенно
прожил на экране короткую горькую судьбу своего героя-сильного, красивого,
доброго человека, погубленного своим болтливым, пустым и корыстным барином.
А прекрасный мастер операторского искусства Вилен Калюта взял для этой
истории свои самые тонкие, самые проникновенные ракурсы и краски. Количество
зрителей в СССР-1, 3 миллиона человек.