Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
Фильм рассказывает о тринадцатилетнем человеке-Саше Лаврове.
Роль Саши сыграна двумя школьниками-близнецами Андрюшей и Сашей Будыхо.
И, может быть, именно разница их темпераментов позволила режиссеру сделать
характер «двуединого» героя таким живым и непосредственным. Перед нами
предстает мальчишка, особенность которого можно сразу обозначить одним
словом-«беспокойный». Не такой, как все…
Бронзовая медаль и диплом фильму, диплом жюри за лучшее сценарное решение
(Л. Браславский), приз редакции газеты «Советский спорт» (братья-близнецы
Саша и Андрюша Будыхо) всесоюзного кинофестиваля спортивных фильмов в
Таллине.
Помните одаренную творческим воображением Настю, которую никак не понимают
взрослые и дети, горестно вздыхающие: «Ох, уж эта Настя!». Казалось бы,
в «Большом трамплине» аналогичная ситуация. Но если Настя по характеру
довольно созерцательна, как бы погружена сама в себя, в мир своих грез,
то Саша Лавров необычайно действен, активен. Конечно, можно узнать из
книги, где хранятся залежи глауберовой соли, но ведь по карте их не изучишь-путешествовать
надо. Самому учиться гораздо интереснее. Конечно, можно каждый день тренироваться
на детском трамплине, чтобы когда-нибудь допустили к большому. Но ведь
состаришься, пока доберешься! Это скучно. И он прыгает-сначала с самодельной,
рискованной «кочки», затем-разумеется, без ведома взрослых-со взрослого
трамплина и почти случайно остается живым. Что же делать, если ты убежден,
что можешь одолеть этот трамплин сейчас. Без той специальной подготовки,
которую под наблюдением тренера проходят твои «организованные» сверстники.
Саша действительно легко и лучше других прыгает. И в его «все могу» чувствуется
одаренность и одержимость спортом. Однако мальчишка не знает предела своим
возможностям, убежден в их безграничности, хочет доказать это делом. Вот
почему не действуют на него увещевания, что спорт-это техника, наука,
творчество, а не самодеятельность. Другие ходят по земле, а ему нужно
на землю прыгнуть. Незамедлительно и удачно. И только в финале картины,
только после неудачного выступления на большом трамплине слова тренера
Жегланова становятся его убеждением, фактом проверенным: «Настоящий спортсмен
тот, кто, даже потеряв веру, находит силы доказать свои возможности».
Несмотря на «позор» поражения, Саша Лавров обретает эту веру. Он готов
еще и еще раз повторить спуск. Не правда ли, это похоже на азбучную истину?
Но подросток к ее открытию приходит вовсе не просто, а через собственный
опыт, самостоятельно. И в этом пафос фильма. А зритель? Испытывает ли
он волнение от этого открытия? Вероятно, не полностью. Фильм смотрится
с интересом. Не может не вызвать симпатии его герой. Однако в то же самое
время чувствуешь, что причины яркого проявления силы характера парнишки
авторы истолковывают упрощенно: самостоятельность его объясняется ранней
смертью отца, отсюда и неспокойный характер и стремление к самоутверждению.
В фильме намечено несколько конфликтных ситуаций, например, столкновение
Саши с тренером, стычки «диких» и «организованных» лыжников. Но стычки
эти носят информационно-назидательный характер: «организованные» лыжники
просто обвиняют несознательных «дикарей» в отсталости. Таких проходных
эпизодов, к сожалению, немало. И потому тема большого трамплина звучит
в фильме несколько обособленно, как авторский монолог-достаточно доказательный
и выразительный, но лишь косвенно связанный с внутренней, духовной жизнью
беспокойного подростка Саши Лаврова. Количество зрителей в СССР-7, 6 миллионов
человек.