Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Бомж. Без определенного места жительства

1988, 91 мин., «Мосфильм»
Режиссер Николай Скуйбин, сценарист Валерий Залотуха, композитор Александр Гольдштейн
В ролях Владимир Стеклов, Сергей Харват, Тамара Семина, Валентин Мигунов

Прожив добрую половину жизни и вспомнив о том, что где-то в далеком провинциальном городке живет бывшая жена с уже повзрослевшим сыном, герой едет туда, где его не ждут и не помнят…
Всесоюзный кинофестиваль «Созвездие»-приз за лучшую главную мужскую роль (Владимир Стеклов). Премия «Ника» за лучшую работу звукорежиссера (Борис Венгеровский). Международный кинофестиваль в Авиньоне-приз за лучшую мужскую роль (Владимир Стеклов).
В 1988 году такое название фильма уже само по себе было вызовом. «Бомжатников» не принято было тащить на экран. Тем более-выводить на первый план. Владимир Стеклов играл своего персонажа по тем временам довольно убедительно, но сама картина была, скорее, не чернушной, а мелодраматической. Но в целом с какой стороны не посмотри, «БОМЖ» ни коем образом не поднимался над средним уровнем тогдашнего кинопотока. Фильм построен на длинных проходах двух героев, старшего и младшего, отца, который разыскивает своего давно им брошенного сына, и парня, в котором он этого сына узнает. Бродяга по фамилии Лосев-«бомж», лицо без определенного места жительства, и местный, выросший в здешнем неприглядном городе парнишка, весь в своих здешних проблемах возраста-вот дуэт картины. Драма с завязкой, перипетиями и развязкой, которая есть одновременно и таю называемый «открытый финал», то есть приглашение зрителя к раздумью. В последнюю минуту выясняется ошибка: парень-не сын Лосева, Валера, но тоже вырос без отца, возможно, какого-то другого «бомжа»-город поголовной безотцовщины. На I Всесоюзном фестивале актеров в Калинине артисту Владимиру Стеклову жюри присудило первый приз за лучшее исполнение мужской роли, то есть «бомжа». Мне же кажется, что его юный партнер Сергей Харват еще точнее, убедительнее, чем очень славный актер Стеклов, здесь чуть сентиментальный. Фильм тоже порой балансирует на грани психологического наблюдения и вставных «шоков», «эффектов» вроде выброшенных в воду джинсов-варенок, за которые «бомж» только что отдал на толкучке кожаное пальто. А как быть? Оставаться на уровне того «неонатурализма», который сейчас распространился на экране (убожество захламленных жилищ, грязь неубранных улиц, вокзалы, похожие на пересыльные пункты-наш действительный быт!)? Или идти к какой-то другой, шоковой, терапии?