Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
Россия. Начало двадцатого века Эпизоды из жизни борца
Ивана Поддубного и клоуна-дрессировщика Анатолия Дурова…
Иван Максимович Поддубный (1871-1949)-русский и советский профессиональный
борец. Карьера Ивана Поддубного началась в цирках Российской империи в
конце XIX века, с 1903 года-один из самых популярных борцов Европы во
французском (греко-римском) стиле. Чемпион мира по борьбе в Париже 1905-1908
годов (точное количество титулов оспаривалось современниками). Карьера
Поддубного продолжалась более 40 лет. Заслуженный артист РСФСР (1939),
заслуженный мастер спорта СССР (1945). Иван Поддубный родился в 1871 году
в селе Красеновка Золотоношского уезда Полтавской губернии (ныне-Чернобаевский
район, Черкасская область, Украина) в семье Максима Ивановича Поддубного
и Анны Даниловны (Науменко). Род Поддубных происходит из запорожских казаков.
У Ивана было три брата и три сестры. Отец прожил 68 лет (умер в 1912 году),
мать-85 лет. В детстве по воскресеньям и в праздники он пел в церковном
хоре. Через много лет Поддубный скажет, что единственный человек, который
сильнее его-его отец. С детства Иван был приучен к тяжелой крестьянской
работе и с 12 лет батрачил. В 1893-1896 годах он-портовый грузчик в Севастополе
и Феодосии. В 1896-1897 годах работал приказчиком в фирме «Ливас». В 1896
году в Феодосийском цирке Бескаравайного Иван Поддубный победил известных
в ту пору атлетов-Георга Луриха, Ивана Бороданова, Никиту Разумова, итальянца
Сен Паппи. С 1897 года выступал на аренах цирков как гиревик и борец,
начал с русской борьбы на поясах, в 1903 году переключился на французскую
(греко-римскую) борьбу. С 1899 года-в труппе итальянских братьев Труцци.
Цирковая борьба в России делилась на два типа. «Шике»-борьба на публику,
схватка живая, интересная. В ней приемы и контрприемы следуют чередой.
Применяются рискованные и эффектные трюки, которым нет места в реальной
борьбе. «Бур»-соревновательные выступления. В «буровых» схватках чемпионы
выясняли, кто же из них сильнее, шла борьба за престиж, за право получать
большие деньги. Поддубный отлично себя чувствовал в обоих типах, в «буровой»
борьбе считался непобедимым. По воспоминаниям Петра Ярославцева, который
с конца 1909 по середину 1913 года был организатором и судьей большинства
турниров с участием Поддубного, он ни разу не видел, чтобы Поддубный боролся
в соревновательном матче. В 1903 году по вызову основателя «Санкт-Петербургского
атлетического общества» графа Георгия Рибопьера Поддубный приезжает в
Петербург, где получает приглашение представлять Россию на чемпионате
мира по борьбе в «Казино де Пари» в Париже. Это был первый турнир Поддубного
за рубежом. В Париже ему составили медицинскую карточку: рост 184 см,
вес 118 кг, бицепс 46 см, грудь 134 см на выдохе, бедро 70 см, шея 50
см. Третьим соперником Поддубного на турнире стал француз Рауль ле Буше.
В начале матча Поддубный пожаловался, что ле Буше намазал себя маслом,
поэтому ле Буше попросили вытереть его, после чего матч возобновился.
Ле Буше выиграл по очкам 2:0, которые он получил за уходы от атак. Проиграв,
Поддубный покинул турнир. Решение судей вызвало гнев публики, а Поддубный
был настолько сильно потрясен нечестным судейством, что думал уйти из
профессиональной борьбы. Однако поддержка друзей и коллег заставила Поддубного
передумать, и на турнире в Петербурге он взял реванш у Ле Буше, заставил
француза в течение двадцати минут находиться в коленно-локтевой позе,
при свисте и улюлюканье публики, пока судьи не сжалились над французским
борцом и не отдали победу Поддубному. Причем поражение вызвало у Ле Буше
сильную истерику. В 1904 году чемпионат мира не проводился. В 1905 году
Поддубный проходит в финал чемпионата мира в Париже, где 12 декабря побеждает
чемпиона мира 1903 года Иесса Педерсена. После победы на чемпионате мира
Поддубный начинает более активно бороться за пределами России, проведя
гастроли по Франции, Бельгии, Италии. С 25 октября по 3 декабря 1906 года
в Париже проходит два чемпионата мира, причем в одно и то же время. Первый
проходит под эгидой газеты Les Sports в «Фоли-Бержер», второй проводит
L’Auto в «Казино де Пари». Поддубный участвует в первом из них, где в
финале побеждает Генриха Эберле. По ходу чемпионата произошло сразу несколько
незапланированных событий. 26 октября Иван Поддубный вызвал Збышко, Луриха
и Аберга на поединок в спортзале Поля Понса. Поддубный пришел туда в указанное
им время, но остальных троих не было. Вместо него явился Лоран ле Бокайруа,
но Поддубный не захотел с ним бороться. Это связано с историей, когда
ранее в Москве Поддубный вторгся в турнир, где боролись Лурих и Аберг,
и предложил им обоим побороться с ним, но они отказались и отрицали, что
этот инцидент имел место, поэтому Поддубный снова бросил им вызов, но
на этот раз в Париже. 28 октября Поддубный снова пошел в спортзал Понса,
так как слышал, что Лурих может появиться и принять его вызов, но Лурих
не явился. 19 ноября Рауль Ле Буше, одна из главных французских звезд
и протеже Поля Понса, явился и вызвал на бой всех борцов из первой десятки
за исключением Поддубного. 23 ноября вызов Ле Буше изменился: теперь он
предложил Поддубному 5000 франков, если Поддубный согласится бороться
с ним. Затем Раймон Казо вклинился между всеми вызовами и тоже захотел
побороться с Ле Буше. После долгих споров было решено, что Ле Буше будет
бороться с Поддубным и Казо в спортзале Поля Понса. Все трое явились в
спортзал, который был переполнен людьми, включая других борцов. В тот
момент, когда Поддубный и Ле Буше собирались начать борьбу, представитель
Поля Рюэ (директора «Фоли-Бержер») остановил их и объяснил, что и Поддубный,
и Казо имеют контракт с Рюэ на то, чтобы бороться только в его зале на
время чемпионата мира. Они могли бы бороться с Ле Буше, если бы захотели,
но тогда они должны были бы заплатить большой штраф Рюэ. Это было встречено
бурным освистыванием и криками толпы. После некоторых колебаний Поддубный
и Казо решили не бороться с Ле Буше. Во множестве советских и российских
биографий, а также ряде зарубежных рекламных материалов, Поддубный назван
чемпионом мира 1907 года, однако нет информации, в каком чемпионате он
получил этот титул. 11 сентября 1907 года в газете Bradford Daily Argus
Георг Гаккеншмидт высказывает сомнения в чемпионских титулах Поддубного,
просит предоставить информацию о том, кто организовывал чемпионаты 1905
и 1907 годов. В 1907 года газеты Les Sports и L’Auto вновь проводят два
чемпионата мира, Поддубный не участвует ни в одном из них, а начинает
бороться в «Казино де Пари» в серии мероприятий под названием «Поддубный
против всех». Поддубный бросил открытый вызов: 200 франков тому, кто сможет
продержаться с ним 15 минут, и 8000 франков тому, кто сможет победить
его. 13 ноября 1907 года Поддубный и два его менеджера без предупреждения
появляются на чемпионате мира L’Auto и вызывают Поля Понса на бой, поставив
на кон 20 000 франков. Пока Поддубный побеждал соперника за соперником
в «Казино де Пари», заведение использовало рекламную тактику: по всему
Парижу были расклеены афиши с упоминанием о вызове Поддубного Понсу с
надписью «Понс боится Поддубного». В течение некоторого времени в газетах
также появлялись рекламные объявления, в которых Поддубный назывался «ужасом
Понса». В конечном итоге ситуация привела к тому, что Понс подал в суд
на Поддубного, «Казино де Пари» и две газеты за недобросовестную конкуренцию
и дискредитацию. Суд оправдал Поддубного, но признал виновными менеджеров,
назначил штраф и заставил публиковать опровержения. В 1907 году Гаккеншмидт
отмечает четырех сильнейших борцов: бельгийца Константа Ле-Марена, поляка
Станислава Збышко, Ивана Поддубного и американца Джо Роджерса. Все четверо
бросают Гаккеншмидту вызов, он соглашается бороться с самым сильным из
них, что должен определить турнир. В Англии Гаккеншмидт посещает матч
Збышко и Поддубного, который по дисквалификации выигрывает поляк. Поддубный
выиграл чемпионат мира 1908 года, который проходил с 1 ноября по 5 декабря
1908 года в «Казино де Пари». В финале он победил Ивана Заикина. В турнире
участвовали преимущественно борцы из труппы Поддубного-Заикин, Кальметт,
Кащеев. В начале мая 1915 года в Екатеринославе (в здании старого цирка
у Озерки) одержал победу над чемпионом Александром Гаркавенко («Черной
маской»), а через два дня-над Иваном Заикиным. В начале 1920 года Одесская
ЧК арестовывала и расстреливала всех, кто подозревался в антисемитизме.
Имелись сведения, что борец Поддубов принимал участие в еврейских погромах.
По созвучию имен арестовали Поддубного, но, разобравшись, его отпустили.
Сохранилась справка Одесской губернской Чрезвычайной следственной комиссии
от 20 февраля 1920 года, реабилитировавшая Поддубного.
В 1922 году в 51-летнем возрасте начал выступать в Московском и Петроградском
цирке (бывший Цирк Чинизелли). Врачи после осмотра заявили, что здоровье
у атлета отменное, нет никаких претензий. Однако цирковая борьба в новой
стране вызывала скепсис, газеты писали: «дикая, перенесенная в наше время
из средневековья борьба, бой гладиаторов и бокс-кому это нужно?». В это
время Поддубный считается ветераном, все ожидают скорое окончание карьеры.
В 1924 году 53-летний Поддубный проиграл схватку рязанскому борцу Ивану
Чуфистову. Это была их вторая встреча, в первой Поддубный выиграл. После
схватки он сказал своему сопернику: «Эх, Ванька, не тебе я проиграл, а
старости своей». Около 1924 года Поддубный женится на Марии Машониной.
На обзаведение хозяйством молодоженам нужны были деньги, потому Иван Максимович
принял приглашение поехать на гастроли в Германию, где выступает около
года. В Германии результаты матчей определяются организаторами, что вызывает
недовольство Поддубного. Поддубный подписал контракт с промоутером Джеком
Пфефером и 20 ноября 1925 года на пароходе SS Deutschland отправился из
Гамбурга в Нью-Йорк. По американским законам атлеты старше 38 лет могли
выступать только с разрешения врачебной комиссии, которую 54-летний Поддубный
прошел. В этот период рестлинг в Америке принимал постановочный характер,
Поддубного преподносили как борца старой школы, ему к тому же пришлось
учиться кэтчу. 19 января он победил Владека Збышко за 44 минуты. Промоутер
Джек Керли организовал Поддубному чемпионский матч: 2 февраля 1926 в Нью-Йорке
года Поддубный уступил чемпиону мира по рестлингу в тяжелом весе Джо Стечеру,
что американская пресса назвала первым поражением Поддубного за 25 лет.
16 июня Стечер вновь побеждает Поддубного в Olympic Auditorium в Лос-Анджелесе
при 10 000 зрителей. 20 ноября 1926 года The New York Times сообщает о
победе Томми Драака над Поддубным в Ньюарке. Несмотря на уговоры остаться
в США, в феврале 1927 года Поддубный отплывает в СССР. В СССР торжественно
встречают вернувшегося борца. 17 июня 1927 года Поддубный боролся на открытой
сцене Таврического сада с известным московским борцом Апиксандром Калишевичем
и одержал победу. В Ленинграде Поддубный объявляет, что хочет найти себе
преемника и тренируется с молодыми борцами. В 1928 году американский промоутер
Рудольф Миллер вновь приглашает Поддубного в США, предлагает ему 65 процентов
со сборов, но он отказывается ехать. В конце сентября 1928 года его пригласили
принять участие в матчах французской борьбы в Курском цирке братьев Таити.
Поддубный побеждает многих борцов, но проигрывает Климентию Булю. На деньги,
заработанные в США, в 1927 году семья Поддубного покупает дом с садом
в Ейске. Из Ейска Поддубный регулярно выезжает на гастроли в цирках по
СССР. Ковер покинул в 1941 году в 70-летнем возрасте. В ноябре 1939 года
Ивану Поддубному в Кремле за выдающиеся заслуги «в деле развития советского
спорта» был вручен орден Трудового Красного Знамени и присвоено звание
Заслуженного артиста РСФСР. В 1945 году присвоено звание «Заслуженный
мастер спорта СССР». Послевоенные годы проживал в нищете, ради еды ему
пришлось продать все завоеванные награды.
У Ивана Поддубного было три сестры (Мотрона, Мария и Евдокия) и три брата
(Омелян (Емельян), Никита и Митрофан). Судьба Омеляна и Никиты неизвестна,
а Митрофан продолжал жить в Красеновке, где умер в 1966 году. Последним
родственником Ивана Поддубного, жившим в Красеновке, была его внучка Ганна
Захаровна, умершая до 2011 года. Известно, что у Мотроны и Марии было
по трое детей, но наиболее близкие отношения Иван поддерживал с младшей
сестрой Евдокией и был крестным отцом ее дочери Марии. Со временем Евдокия
переехала в соседнее село Богодуховку, а затем в Золотоношу. В начале
XX века, когда Иван Поддубный стал работать в цирке в Киеве, он познакомился
с гимнасткой Марией Дозмаровой. Вскоре во время выступления Мария упала
с трапеции и погибла. Весной 1906 года во время пребывания Ивана Поддубного
в Екатеринославе в гостях у своего друга историка запорожского казачества
Дмитрия Яворницкого, их общий друг, художник Николай Струнников, нарисовал
его портрет, на котором изобразил Поддубного в виде запорожского казака.
Он хранится в Днепропетровском историческом музее. В 1910 году женился
на Антонине (Нине) Николаевне Квитко-Фоменко. В 1920 году во время гастролей
в Одессе Поддубный узнал, что Нина ушла к другому мужчине. Примерно в
1927 году женился на вдове Марии Машониной, сын которой был его учеником.
У них не было детей. Семейство поселилось в собственном доме у моря в
Ейске. Борец прожил с ней до конца своих дней. В годы Великой Отечественной
войны проживал на оккупированной немцами территории в Ейске. Во время
оккупации Ейска немецко-фашистскими войсками в 1941-1943 годах Иван Поддубный
продолжал демонстративно носить свой орден Трудового Красного Знамени,
врученный в 1939 году. Нацисты разрешили ему работать в бильярдном зале
при военном госпитале, что позволило пережить оккупацию. Ответил отказом
поехать в Германию и готовить немецких спортсменов, сказав: «Я-русский
борец. Им и останусь».
Иван Поддубный скончался от инфаркта в Ейске 8 августа 1949 года, на 78-м
году жизни. Похоронен там же в городском парке, ныне носящем его имя.
Здесь же ему установлен памятник, а неподалеку расположены Музей Поддубного
и спортивная школа его имени. На могиле Поддубного высечено: «Здесь русский
богатырь лежит».
Анатолий Леонидович Дуров (1864-1916)-русский цирковой артист, клоун и
дрессировщик. Младший брат Владимира Леонидовича Дурова. Дуров Анатолий.
Клоун-эксцентрик. Рис.начала 1890-х гг.Клоун Анатолий Дуров и его труппа.
Афишка 1894 года. А.Л. Дуров на гастролях в Токио, начало XX века. Дворянин
по происхождению, родился в Москве в семье полицейского пристава Тверской
части. Мать умерла, когда мальчику исполнилось 5 лет: отец запил и вскоре
умер. Анатолия и его брата Владимира принял на воспитание их крестный
отец, адвокат Николай Захарович Захаров. В возрасте 10 лет определен в
первый кадетский корпус, из которого был исключен через два года за неспособность
к наукам и склонность к акробатству. Был определен в частный пансион.
Когда Анатолию исполнилось 16 лет, он попросил крестного отпустить его
в цирк, но получил отказ. И в 1880 году Анатолий ушел из дома и поступил
в балаган Вайнштока. На арене с 1880 года как канатоходец и акробат на
трапеции, впоследствии-клоун. Основатель цирковой династии Дуровых. Был
одним из самых популярных и высокооплачиваемых цирковых артистов в России.
В Париже в его честь был отчеканен памятный жетон. Изданная в Дюссельдорфе
«Всеобщая энциклопедия циркового искусства» посвятила ему, единственному
русскому, отдельную статью. Он всегда выступал с животными. При помощи
животных Дуров ставил басни, сцены и даже целые пьесы. Он первый из клоунов
решил выступить без грима, в богатом костюме. Дуров впервые стал выступать
под своим именем, а не псевдонимом. И впервые имя клоуна стали указывать
на афише. Он безбоязненно критиковал чиновников, полицейских и прочих
власть имущих, весело выступал против взяточничества и бюрократизма, за
что не раз подвергался репрессиям со стороны полиции и высылался из ряда
городов без права въезда в них. В 1901 году Дуров купил на окраине Воронежа
дом и усадьбу и основал в нем музей-паноптикум, и устраивал там экскурсии
для жителей Воронежа. Дуров увлекался рисованием, он рисовал на стекле
особым способом, делая задний план картины на обратной стороне стекла
и более близкие предметы изображая на передней его стороне. В 1912 году
Анатолий Дуров попробовал себя в роли режиссера. Картина называлась «Война
XX века», съемки фильма проходили в усадьбе. В фильме снимались собаки,
свиньи, гуси, куры, индейки. Также принял участие в качестве актера еще
в двух фильмах: мелодрама «Золото, слезы и смех» и «Наполеон наизнанку».
В мелодраме Дуров сыграл роль клоуна. В 1913 году в Москве в Политехническом
музее он прочел свою лекцию «О смехе и о жрецах смеха». Это были его размышления
о назначении клоунады, о природе комического. Умер на гастролях в Мариуполе
от воспаления легких. Был похоронен в некрополе Скорбященского монастыря.
В начале 1930-х, когда некрополь был снесен, урна с прахом артиста была
передана родственникам и хранилась в будущем доме-музее в Воронеже; в
1997 г. захоронена во дворе дома.
Работу над фильмом начал режиссер Константин Юдин. После его внезапной
смерти во время съемок картину закончил Борис Барнет.
Одесса на рубеже XIX-XX века. Грузчик и борец-любитель Иван Поддубный
приходит в цирк и знакомится с клоуном-дрессировщиком Анатолием Дуровым.
Артистам приходится пройти через испытания и унижения. Управляющий цирка
нещадно эксплуатирует артистов, которые связаны рабским контрактом. Талант
и трудолюбие Поддубного и Дурова позволяет им выйти за пределы провинциального
цирка и сделать международную карьеру. В итоге Поддубный, победив в финале
француза Рауля ле Буше, становится победителем первенства мира по борьбе,
которое проходило в Париже. В фильме нашли отражение реальные события-например,
то, как Дуров высмеял во время своего представления градоначальника и
был изгнан из Одессы.
Конечно, «Борец и клоун»-это фильм, сделанный на заказ, и наш друг Борис
слишком хорошо вышколен, чтобы отказываться от тех преимуществ, которые
дает режиссеру школа. Именно в этом таится секрет искусства стилизации,
благодаря которому «Щедрое лето» не уступает «Серенаде трех сердец», «Подвиг
разведчика»-«Диверсанту», «Девушка с коробкой»-«Нью-Йоркской шляпке»,
а «Борец и клоун»-«Оттенку алого». Знаменитый стиль Triangle сегодня надо
искать не у Аллана Дуана или Рауля Уолша, а как раз у Бориса Барнета.