Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун  Борец и клоун

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Борец и клоун

Борец и клоун

1957, 95 мин., «Мосфильм»
Режиссеры Борис Барнет и Константин Юдин, сценарист Николай Погодин, композитор Юрий Бирюков
В ролях Станислав Чекан, Александр Михайлов, Анатолий Соловьев, Борис Петкер, Ия Арепина, Георгий Вицин, Кюнна Игнатова, Григорий Абрикосов, Леонид Топчиев, Григорий Шпигель, Александр Гумбург, Полина Нятко, Степан Каюков, Юрий Медведев

Россия. Начало двадцатого века Эпизоды из жизни борца Ивана Поддубного и клоуна-дрессировщика Анатолия Дурова…
Иван Максимович Поддубный (1871-1949)-русский и советский профессиональный борец. Карьера Ивана Поддубного началась в цирках Российской империи в конце XIX века, с 1903 года-один из самых популярных борцов Европы во французском (греко-римском) стиле. Чемпион мира по борьбе в Париже 1905-1908 годов (точное количество титулов оспаривалось современниками). Карьера Поддубного продолжалась более 40 лет. Заслуженный артист РСФСР (1939), заслуженный мастер спорта СССР (1945). Иван Поддубный родился в 1871 году в селе Красеновка Золотоношского уезда Полтавской губернии (ныне-Чернобаевский район, Черкасская область, Украина) в семье Максима Ивановича Поддубного и Анны Даниловны (Науменко). Род Поддубных происходит из запорожских казаков. У Ивана было три брата и три сестры. Отец прожил 68 лет (умер в 1912 году), мать-85 лет. В детстве по воскресеньям и в праздники он пел в церковном хоре. Через много лет Поддубный скажет, что единственный человек, который сильнее его-его отец. С детства Иван был приучен к тяжелой крестьянской работе и с 12 лет батрачил. В 1893-1896 годах он-портовый грузчик в Севастополе и Феодосии. В 1896-1897 годах работал приказчиком в фирме «Ливас». В 1896 году в Феодосийском цирке Бескаравайного Иван Поддубный победил известных в ту пору атлетов-Георга Луриха, Ивана Бороданова, Никиту Разумова, итальянца Сен Паппи. С 1897 года выступал на аренах цирков как гиревик и борец, начал с русской борьбы на поясах, в 1903 году переключился на французскую (греко-римскую) борьбу. С 1899 года-в труппе итальянских братьев Труцци. Цирковая борьба в России делилась на два типа. «Шике»-борьба на публику, схватка живая, интересная. В ней приемы и контрприемы следуют чередой. Применяются рискованные и эффектные трюки, которым нет места в реальной борьбе. «Бур»-соревновательные выступления. В «буровых» схватках чемпионы выясняли, кто же из них сильнее, шла борьба за престиж, за право получать большие деньги. Поддубный отлично себя чувствовал в обоих типах, в «буровой» борьбе считался непобедимым. По воспоминаниям Петра Ярославцева, который с конца 1909 по середину 1913 года был организатором и судьей большинства турниров с участием Поддубного, он ни разу не видел, чтобы Поддубный боролся в соревновательном матче. В 1903 году по вызову основателя «Санкт-Петербургского атлетического общества» графа Георгия Рибопьера Поддубный приезжает в Петербург, где получает приглашение представлять Россию на чемпионате мира по борьбе в «Казино де Пари» в Париже. Это был первый турнир Поддубного за рубежом. В Париже ему составили медицинскую карточку: рост 184 см, вес 118 кг, бицепс 46 см, грудь 134 см на выдохе, бедро 70 см, шея 50 см. Третьим соперником Поддубного на турнире стал француз Рауль ле Буше. В начале матча Поддубный пожаловался, что ле Буше намазал себя маслом, поэтому ле Буше попросили вытереть его, после чего матч возобновился. Ле Буше выиграл по очкам 2:0, которые он получил за уходы от атак. Проиграв, Поддубный покинул турнир. Решение судей вызвало гнев публики, а Поддубный был настолько сильно потрясен нечестным судейством, что думал уйти из профессиональной борьбы. Однако поддержка друзей и коллег заставила Поддубного передумать, и на турнире в Петербурге он взял реванш у Ле Буше, заставил француза в течение двадцати минут находиться в коленно-локтевой позе, при свисте и улюлюканье публики, пока судьи не сжалились над французским борцом и не отдали победу Поддубному. Причем поражение вызвало у Ле Буше сильную истерику. В 1904 году чемпионат мира не проводился. В 1905 году Поддубный проходит в финал чемпионата мира в Париже, где 12 декабря побеждает чемпиона мира 1903 года Иесса Педерсена. После победы на чемпионате мира Поддубный начинает более активно бороться за пределами России, проведя гастроли по Франции, Бельгии, Италии. С 25 октября по 3 декабря 1906 года в Париже проходит два чемпионата мира, причем в одно и то же время. Первый проходит под эгидой газеты Les Sports в «Фоли-Бержер», второй проводит L’Auto в «Казино де Пари». Поддубный участвует в первом из них, где в финале побеждает Генриха Эберле. По ходу чемпионата произошло сразу несколько незапланированных событий. 26 октября Иван Поддубный вызвал Збышко, Луриха и Аберга на поединок в спортзале Поля Понса. Поддубный пришел туда в указанное им время, но остальных троих не было. Вместо него явился Лоран ле Бокайруа, но Поддубный не захотел с ним бороться. Это связано с историей, когда ранее в Москве Поддубный вторгся в турнир, где боролись Лурих и Аберг, и предложил им обоим побороться с ним, но они отказались и отрицали, что этот инцидент имел место, поэтому Поддубный снова бросил им вызов, но на этот раз в Париже. 28 октября Поддубный снова пошел в спортзал Понса, так как слышал, что Лурих может появиться и принять его вызов, но Лурих не явился. 19 ноября Рауль Ле Буше, одна из главных французских звезд и протеже Поля Понса, явился и вызвал на бой всех борцов из первой десятки за исключением Поддубного. 23 ноября вызов Ле Буше изменился: теперь он предложил Поддубному 5000 франков, если Поддубный согласится бороться с ним. Затем Раймон Казо вклинился между всеми вызовами и тоже захотел побороться с Ле Буше. После долгих споров было решено, что Ле Буше будет бороться с Поддубным и Казо в спортзале Поля Понса. Все трое явились в спортзал, который был переполнен людьми, включая других борцов. В тот момент, когда Поддубный и Ле Буше собирались начать борьбу, представитель Поля Рюэ (директора «Фоли-Бержер») остановил их и объяснил, что и Поддубный, и Казо имеют контракт с Рюэ на то, чтобы бороться только в его зале на время чемпионата мира. Они могли бы бороться с Ле Буше, если бы захотели, но тогда они должны были бы заплатить большой штраф Рюэ. Это было встречено бурным освистыванием и криками толпы. После некоторых колебаний Поддубный и Казо решили не бороться с Ле Буше. Во множестве советских и российских биографий, а также ряде зарубежных рекламных материалов, Поддубный назван чемпионом мира 1907 года, однако нет информации, в каком чемпионате он получил этот титул. 11 сентября 1907 года в газете Bradford Daily Argus Георг Гаккеншмидт высказывает сомнения в чемпионских титулах Поддубного, просит предоставить информацию о том, кто организовывал чемпионаты 1905 и 1907 годов. В 1907 года газеты Les Sports и L’Auto вновь проводят два чемпионата мира, Поддубный не участвует ни в одном из них, а начинает бороться в «Казино де Пари» в серии мероприятий под названием «Поддубный против всех». Поддубный бросил открытый вызов: 200 франков тому, кто сможет продержаться с ним 15 минут, и 8000 франков тому, кто сможет победить его. 13 ноября 1907 года Поддубный и два его менеджера без предупреждения появляются на чемпионате мира L’Auto и вызывают Поля Понса на бой, поставив на кон 20 000 франков. Пока Поддубный побеждал соперника за соперником в «Казино де Пари», заведение использовало рекламную тактику: по всему Парижу были расклеены афиши с упоминанием о вызове Поддубного Понсу с надписью «Понс боится Поддубного». В течение некоторого времени в газетах также появлялись рекламные объявления, в которых Поддубный назывался «ужасом Понса». В конечном итоге ситуация привела к тому, что Понс подал в суд на Поддубного, «Казино де Пари» и две газеты за недобросовестную конкуренцию и дискредитацию. Суд оправдал Поддубного, но признал виновными менеджеров, назначил штраф и заставил публиковать опровержения. В 1907 году Гаккеншмидт отмечает четырех сильнейших борцов: бельгийца Константа Ле-Марена, поляка Станислава Збышко, Ивана Поддубного и американца Джо Роджерса. Все четверо бросают Гаккеншмидту вызов, он соглашается бороться с самым сильным из них, что должен определить турнир. В Англии Гаккеншмидт посещает матч Збышко и Поддубного, который по дисквалификации выигрывает поляк. Поддубный выиграл чемпионат мира 1908 года, который проходил с 1 ноября по 5 декабря 1908 года в «Казино де Пари». В финале он победил Ивана Заикина. В турнире участвовали преимущественно борцы из труппы Поддубного-Заикин, Кальметт, Кащеев. В начале мая 1915 года в Екатеринославе (в здании старого цирка у Озерки) одержал победу над чемпионом Александром Гаркавенко («Черной маской»), а через два дня-над Иваном Заикиным. В начале 1920 года Одесская ЧК арестовывала и расстреливала всех, кто подозревался в антисемитизме. Имелись сведения, что борец Поддубов принимал участие в еврейских погромах. По созвучию имен арестовали Поддубного, но, разобравшись, его отпустили. Сохранилась справка Одесской губернской Чрезвычайной следственной комиссии от 20 февраля 1920 года, реабилитировавшая Поддубного.
В 1922 году в 51-летнем возрасте начал выступать в Московском и Петроградском цирке (бывший Цирк Чинизелли). Врачи после осмотра заявили, что здоровье у атлета отменное, нет никаких претензий. Однако цирковая борьба в новой стране вызывала скепсис, газеты писали: «дикая, перенесенная в наше время из средневековья борьба, бой гладиаторов и бокс-кому это нужно?». В это время Поддубный считается ветераном, все ожидают скорое окончание карьеры. В 1924 году 53-летний Поддубный проиграл схватку рязанскому борцу Ивану Чуфистову. Это была их вторая встреча, в первой Поддубный выиграл. После схватки он сказал своему сопернику: «Эх, Ванька, не тебе я проиграл, а старости своей». Около 1924 года Поддубный женится на Марии Машониной. На обзаведение хозяйством молодоженам нужны были деньги, потому Иван Максимович принял приглашение поехать на гастроли в Германию, где выступает около года. В Германии результаты матчей определяются организаторами, что вызывает недовольство Поддубного. Поддубный подписал контракт с промоутером Джеком Пфефером и 20 ноября 1925 года на пароходе SS Deutschland отправился из Гамбурга в Нью-Йорк. По американским законам атлеты старше 38 лет могли выступать только с разрешения врачебной комиссии, которую 54-летний Поддубный прошел. В этот период рестлинг в Америке принимал постановочный характер, Поддубного преподносили как борца старой школы, ему к тому же пришлось учиться кэтчу. 19 января он победил Владека Збышко за 44 минуты. Промоутер Джек Керли организовал Поддубному чемпионский матч: 2 февраля 1926 в Нью-Йорке года Поддубный уступил чемпиону мира по рестлингу в тяжелом весе Джо Стечеру, что американская пресса назвала первым поражением Поддубного за 25 лет. 16 июня Стечер вновь побеждает Поддубного в Olympic Auditorium в Лос-Анджелесе при 10 000 зрителей. 20 ноября 1926 года The New York Times сообщает о победе Томми Драака над Поддубным в Ньюарке. Несмотря на уговоры остаться в США, в феврале 1927 года Поддубный отплывает в СССР. В СССР торжественно встречают вернувшегося борца. 17 июня 1927 года Поддубный боролся на открытой сцене Таврического сада с известным московским борцом Апиксандром Калишевичем и одержал победу. В Ленинграде Поддубный объявляет, что хочет найти себе преемника и тренируется с молодыми борцами. В 1928 году американский промоутер Рудольф Миллер вновь приглашает Поддубного в США, предлагает ему 65 процентов со сборов, но он отказывается ехать. В конце сентября 1928 года его пригласили принять участие в матчах французской борьбы в Курском цирке братьев Таити. Поддубный побеждает многих борцов, но проигрывает Климентию Булю. На деньги, заработанные в США, в 1927 году семья Поддубного покупает дом с садом в Ейске. Из Ейска Поддубный регулярно выезжает на гастроли в цирках по СССР. Ковер покинул в 1941 году в 70-летнем возрасте. В ноябре 1939 года Ивану Поддубному в Кремле за выдающиеся заслуги «в деле развития советского спорта» был вручен орден Трудового Красного Знамени и присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В 1945 году присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР». Послевоенные годы проживал в нищете, ради еды ему пришлось продать все завоеванные награды.
У Ивана Поддубного было три сестры (Мотрона, Мария и Евдокия) и три брата (Омелян (Емельян), Никита и Митрофан). Судьба Омеляна и Никиты неизвестна, а Митрофан продолжал жить в Красеновке, где умер в 1966 году. Последним родственником Ивана Поддубного, жившим в Красеновке, была его внучка Ганна Захаровна, умершая до 2011 года. Известно, что у Мотроны и Марии было по трое детей, но наиболее близкие отношения Иван поддерживал с младшей сестрой Евдокией и был крестным отцом ее дочери Марии. Со временем Евдокия переехала в соседнее село Богодуховку, а затем в Золотоношу. В начале XX века, когда Иван Поддубный стал работать в цирке в Киеве, он познакомился с гимнасткой Марией Дозмаровой. Вскоре во время выступления Мария упала с трапеции и погибла. Весной 1906 года во время пребывания Ивана Поддубного в Екатеринославе в гостях у своего друга историка запорожского казачества Дмитрия Яворницкого, их общий друг, художник Николай Струнников, нарисовал его портрет, на котором изобразил Поддубного в виде запорожского казака. Он хранится в Днепропетровском историческом музее. В 1910 году женился на Антонине (Нине) Николаевне Квитко-Фоменко. В 1920 году во время гастролей в Одессе Поддубный узнал, что Нина ушла к другому мужчине. Примерно в 1927 году женился на вдове Марии Машониной, сын которой был его учеником. У них не было детей. Семейство поселилось в собственном доме у моря в Ейске. Борец прожил с ней до конца своих дней. В годы Великой Отечественной войны проживал на оккупированной немцами территории в Ейске. Во время оккупации Ейска немецко-фашистскими войсками в 1941-1943 годах Иван Поддубный продолжал демонстративно носить свой орден Трудового Красного Знамени, врученный в 1939 году. Нацисты разрешили ему работать в бильярдном зале при военном госпитале, что позволило пережить оккупацию. Ответил отказом поехать в Германию и готовить немецких спортсменов, сказав: «Я-русский борец. Им и останусь».
Иван Поддубный скончался от инфаркта в Ейске 8 августа 1949 года, на 78-м году жизни. Похоронен там же в городском парке, ныне носящем его имя. Здесь же ему установлен памятник, а неподалеку расположены Музей Поддубного и спортивная школа его имени. На могиле Поддубного высечено: «Здесь русский богатырь лежит».
Анатолий Леонидович Дуров (1864-1916)-русский цирковой артист, клоун и дрессировщик. Младший брат Владимира Леонидовича Дурова. Дуров Анатолий. Клоун-эксцентрик. Рис.начала 1890-х гг.Клоун Анатолий Дуров и его труппа. Афишка 1894 года. А.Л. Дуров на гастролях в Токио, начало XX века. Дворянин по происхождению, родился в Москве в семье полицейского пристава Тверской части. Мать умерла, когда мальчику исполнилось 5 лет: отец запил и вскоре умер. Анатолия и его брата Владимира принял на воспитание их крестный отец, адвокат Николай Захарович Захаров. В возрасте 10 лет определен в первый кадетский корпус, из которого был исключен через два года за неспособность к наукам и склонность к акробатству. Был определен в частный пансион. Когда Анатолию исполнилось 16 лет, он попросил крестного отпустить его в цирк, но получил отказ. И в 1880 году Анатолий ушел из дома и поступил в балаган Вайнштока. На арене с 1880 года как канатоходец и акробат на трапеции, впоследствии-клоун. Основатель цирковой династии Дуровых. Был одним из самых популярных и высокооплачиваемых цирковых артистов в России. В Париже в его честь был отчеканен памятный жетон. Изданная в Дюссельдорфе «Всеобщая энциклопедия циркового искусства» посвятила ему, единственному русскому, отдельную статью. Он всегда выступал с животными. При помощи животных Дуров ставил басни, сцены и даже целые пьесы. Он первый из клоунов решил выступить без грима, в богатом костюме. Дуров впервые стал выступать под своим именем, а не псевдонимом. И впервые имя клоуна стали указывать на афише. Он безбоязненно критиковал чиновников, полицейских и прочих власть имущих, весело выступал против взяточничества и бюрократизма, за что не раз подвергался репрессиям со стороны полиции и высылался из ряда городов без права въезда в них. В 1901 году Дуров купил на окраине Воронежа дом и усадьбу и основал в нем музей-паноптикум, и устраивал там экскурсии для жителей Воронежа. Дуров увлекался рисованием, он рисовал на стекле особым способом, делая задний план картины на обратной стороне стекла и более близкие предметы изображая на передней его стороне. В 1912 году Анатолий Дуров попробовал себя в роли режиссера. Картина называлась «Война XX века», съемки фильма проходили в усадьбе. В фильме снимались собаки, свиньи, гуси, куры, индейки. Также принял участие в качестве актера еще в двух фильмах: мелодрама «Золото, слезы и смех» и «Наполеон наизнанку». В мелодраме Дуров сыграл роль клоуна. В 1913 году в Москве в Политехническом музее он прочел свою лекцию «О смехе и о жрецах смеха». Это были его размышления о назначении клоунады, о природе комического. Умер на гастролях в Мариуполе от воспаления легких. Был похоронен в некрополе Скорбященского монастыря. В начале 1930-х, когда некрополь был снесен, урна с прахом артиста была передана родственникам и хранилась в будущем доме-музее в Воронеже; в 1997 г. захоронена во дворе дома.
Работу над фильмом начал режиссер Константин Юдин. После его внезапной смерти во время съемок картину закончил Борис Барнет.
Одесса на рубеже XIX-XX века. Грузчик и борец-любитель Иван Поддубный приходит в цирк и знакомится с клоуном-дрессировщиком Анатолием Дуровым. Артистам приходится пройти через испытания и унижения. Управляющий цирка нещадно эксплуатирует артистов, которые связаны рабским контрактом. Талант и трудолюбие Поддубного и Дурова позволяет им выйти за пределы провинциального цирка и сделать международную карьеру. В итоге Поддубный, победив в финале француза Рауля ле Буше, становится победителем первенства мира по борьбе, которое проходило в Париже. В фильме нашли отражение реальные события-например, то, как Дуров высмеял во время своего представления градоначальника и был изгнан из Одессы.
Конечно, «Борец и клоун»-это фильм, сделанный на заказ, и наш друг Борис слишком хорошо вышколен, чтобы отказываться от тех преимуществ, которые дает режиссеру школа. Именно в этом таится секрет искусства стилизации, благодаря которому «Щедрое лето» не уступает «Серенаде трех сердец», «Подвиг разведчика»-«Диверсанту», «Девушка с коробкой»-«Нью-Йоркской шляпке», а «Борец и клоун»-«Оттенку алого». Знаменитый стиль Triangle сегодня надо искать не у Аллана Дуана или Рауля Уолша, а как раз у Бориса Барнета.