Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Божья тварь

1991, 76 мин., «Глобус»
Режиссер Галина Юркова-Данелия, сценарист Сергей Дернов, композиторы Сергей Челобанов и Аркадий Укупник
В ролях Сергей Шакуров, Зоя Александриди, Сергей Челобанов, Леонид Ярмольник, Данечка Кучменко, Ирина Шмелева, Аня Генисаретская, Владимир Тюкин, Юрий Звягинцев, Даниил Дунц

Тринадцатилетняя девочка похитила икону из машины художника-реставратора Сычева. Она-из поколения, выросшего на песнях «Ласкового мая». Он, конечно, воспитывался на Окуджаве и Высоцком. Он-реставратор, хранитель прошлого. Она-девчонка-оторва, живущая сегодняшним днем. Такая вот «божья тварь» попалась на пути Алексея и натворила бед. Но даже если она-крутая пацанка без царя в голове, можно ли устоять перед обаянием и неотразимой улыбкой? Даже если он такой солидный и серьезный?
«Ягода-но горькая, тварь-но божья». Примерно так можно акцентировать суть второй режиссерской работы Галины Юрковой, которая, как и в предшествовавшем «Французе», склонна к трагикомическому взгляду на мир. Хотя кому-то «Божья тварь» первоначально покажется возмутительной и спекулятивной «чернушной комедией» (только у нас мог возникнуть такой необычный) о настоящей оторве, которая, несмотря на малолетство, кажется, все на свете видела и испытала. Она откровенно этим бравирует и постоянно ставит в тупик «покупающегося» на ее девчоночье вранье 45-летнего художника-реставратора, который лишился из-за этой самой «божьей твари» ценной иконы, а главное-спокойной жизни. Но «московская Лолита» не так испорчена, как хочет это изобразить в своих дурацких розыгрышах. И на самом деле в понукаемом ею «папике» желала бы видеть если не отца, то родственную душу, близкого друга, который бы понял, простил и укротил строптивую особу тринадцати лет. В картине есть определенный перебор по части эксцентричности и невоздержанности в поведении юной героини, однако Зоя Александриди благодаря своей отроческой не закрепощенности выглядит намного органичнее, чем чересчур зажато и натужно реагирующий на эти чудачества герой Сергея Шакурова. Даже тогда, когда, наверно, любой на его месте сообразил, что «дрянная девчонка» намеренно играет с ним в «кошки-мышки», актер вынужден в соответствии с авторским замыслом по-прежнему воплощать в этом еще более инфантильном персонаже некую доверчивость и наивность натуры. Согласно новой моде на слэнговые заглавия («Катька и Шиз», «Ловкач и Хиппоза»), следовало бы назвать картину «Оторва и лох».