Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо  Чистое небо

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Чистое небо

Чистое небо

1961, 104 мин., «Мосфильм»
Режиссер Григорий Чухрай, сценарист Даниил Храбровицкий, композитор Михаил Зив
В ролях Нина Дробышева, Евгений Урбанский, Наталья Кузьмина, Виталий Коняев, Георгий Куликов, Леонид Князев, Георгий Георгиу, Олег Табаков, Алик Крылов, Виталий Бондарев

Саша Львова полюбила летчика-испытателя Алексея Астахова с первого взгляда еще восьмиклассницей, увидев его только раз. Потом они встретились во время войны, Саша только что закончила школу. Несколько дней счастья, а затем известие о героической смерти. Саша не поверила этому, ждала, одна воспитывала сына, и Алексей вернулся. Война кончилась. Многое пришлось ему пережить-был в плену. Но самое страшное его ожидало среди своих-исключили из партии, не давали летать. Астахов запил, и Саша сделала все, чтобы помочь любимому человеку, поддержать. Только после смерти Сталина Алексея реабилитировали…
Он не был картинно хорош собой как Ален Делон, но обладал невероятным обаянием, «скульптурной» мужественностью, что делало его совершенно победительным и неотразимым в женских глазах. Ему было отмерено всего 33 года, чтобы ходить по земле, заразительно смеяться, любить, творить, жить. Я впервые увидела Евгения Урбанского в фильме «Чистое небо» и сразу ощутила эту мощную энергетику-тем более очевидную, что вовсе не принадлежу к числу экзальтированных особ и не впадаю в ажитацию при виде привлекательного мужчины. Но, что греха таить, выражение лица у меня было ровно как у героини Нины Дробышевой. Фильмы «Коммунист» и «Неотправленное письмо», которые я посмотрела позднее, стали для меня не только новыми подтверждениями несомненного актерского таланта Урбанского, но и выявили еще одну уникальную его особенность: даже в картинах, насквозь пропитанных идеологией, актер не был ни лубочным, ни ходульным, оставаясь человечным, искренним, естественным, как будто поднимаясь над суетным, наносным, ненатуральным. В «Коммунисте» Евгений Урбанский был настолько реалистичен, что его герой вызывал живое сопереживание и отклик. Когда шел прокат фильма на Кубе, в финальной сцене, где главного героя Василия Губанова убивают кулаки, один из зрителей вскочил и с криком «Компаньеро! Не умирай, не сдавайся!» выпустил очередь из автомата в его экранных врагов. А помните одноногого инвалида на костылях в фильме «Баллада о солдате», вернувшегося домой с войны и уверенного, что красавица-жена оставит его? Это тоже Евгений Урбанский. Выбор в пользу актерской профессии он сделал не сразу: cначала поступил в Московский автодорожный институт, затем перевелся в Московский горный и там начал выступать в самодеятельности. Творческие способности Евгений демонстрировал с юности: играл на гитаре, прекрасно читал стихи, особенно своего любимого Маяковского, на которого, кстати, был очень похож-даже Лиля Юрьевна Брик как-то сказала: «Женя, вы очень напоминаете мне Володю». «Урбанский был замечательно создан природой. Он был прекрасен биологически. Редко у кого мужская сила приобретала такое эстетически совершенное воплощение. В. Ливанов вспоминает, как Урбанский смотрел вместе с ним фильм «Коммунист» и выражал недовольство большинством кадров. И только один раз: «А тут хорошо! Смотри, хорошо стою! Как олень!». Борис Львов-Анохин, режиссер. Руководитель институтского драмкружка прочил Урбанскому актерскую карьеру, и в результате тот подал-таки документы в Школу-студию МХАТ. Конкурс был огромным, но Евгений совершенно покорил приемную комиссию, продекламировав несколько стихотворений любимого поэта. Урбанский окончил Школу-студию МХАТ в 1957 году, тогда же на экраны вышел фильм «Коммунист», получивший множество наград, в том числе Международного кинофестиваля в Венеции, и в том же 1957 Евгений был принят в труппу Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. Он получил известность и любим зрителями благодаря своим киноработам. Мало кто знает, что актер был занят в серьезных классических спектаклях, в частности, постановке «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова, «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта, «Ученике дьявола» Джорджа Бернарда Шоу. Евгений играл 20-25 спектаклей в месяц, желая набраться опыта и утвердиться в профессии именно как театральный актер. Безмерно обаятельный-высокий, атлетического сложения, кудрявый, белозубый, при этом импульсивный и страстный, Евгений Урбанский часто влюблялся-разумеется, не без взаимности. В первый раз он женился в 19 лет на студентке пединститута Ольге, с которой познакомился, еще учась в автодорожном институте. Брак был заключен втайне от родителей, и только после того, как мать Ольги случайно увидела штамп в паспорте дочери, молодой супруг переехал из общежития к жене. В 1952 году у пары родилась дочь, названная в честь матери Ольгой. Евгений и здесь не изменил себе: чтобы увидеть жену и новорожденную малышку, влезал на третий этаж роддома по водосточной трубе. Он был «сумасшедшим отцом»: сам пеленал, купал, стирал пеленки маленькой Алены-это было домашнее имя дочери-ездил за тридевять земель в деревню, чтобы купить свежего молока. Счастье молодой семьи казалось безоблачным, но Евгений влюбился в первокурсницу Школы-студии МХАТ, утонченную и изысканную Татьяну Лаврову. Жена не подавала на развод, надеясь, что роман вскоре закончится, однако этого не случилось: Урбанский ушел из семьи. Сначала они с Татьяной ютились за ширмой в квартире ее бабушки, затем, когда актеру дали комнату в коммуналке, он вселил туда бывшую жену с дочерью, а сам кочевал с возлюбленной по съемным квартирам. Они прожили вместе несколько лет, но так и не поженились. В 1960 году Евгений Урбанский снялся у Григория Чухрая в самом знаковом фильме своей карьеры-картине «Чистое небо». Роль мужественного и отважного летчика Алексея Астахова, попавшего в плен в годы Великой Отечественной войны, совершившего побег, но ставшего изменником в глазах людей; изгнанного из партии, потерявшего все, даже самого себя-все, кроме любви жены Сашеньки и ее непреклонной веры в него-стала самой сложной в актерской биографии Урбанского с точки зрения драматургии. Фильм имел оглушительный успех: его посмотрели более 40 миллионов зрителей, он был признан лучшим фильмом 1961 года согласно опросу журнала «Советский экран» и получил несколько призов, в том числе на фестивалях в Москве, Сан-Франциско и Мехико. Судьба человека, отвергнутого властью, была не чужда Евгению Урбанскому: его отец, Яков Самойлович Урбанский, видный комсомольский и партийный работник, заместитель заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана, был репрессирован в 1938 году и отбывал срок в лагере в городе Инта Коми АССР. Отца реабилитировали только в 1955, но непосильная работа в шахте и невыносимые лагерные условия подорвали его здоровье: в 1958 году Урбанский-старший скончался. «Он был такого могучего телосложения, что в перерывах между съемками перекусывал батонами хлеба и колбасы, не разрезая ни того, ни другого. Сила у него была колоссальная: есть фотография, где он держит на вытянутых руках двух Жанн –Прохоренко и Болотову». Юрий Крюков, актер Театра им. К. С. Станиславского. В 1959 году на кинофестивале в Москве актер встретил главную любовь своей жизни. Главную и последнюю. Латышская актриса Дзидра Ритенберга была красива яркой, пышной, щедрой красотой и поразила Урбанского еще заочно: он был очарован ее экранным образом в кинофильме «Мальва», который принес исполнительнице главной роли приз Венецианского кинофестиваля. Однако реальная Дзидра его просто ослепила. Страшно волнуясь, в один из вечеров он подошел к ней и сказал: «Я вас знаю. Вы-Мальва». «Я тоже вас знаю»-ответила актриса, имея в виду роль Урбанского в картине «Коммунист». Это не была взаимная любовь с первого взгляда: на момент встречи с Евгением Урбанским у Дзидры Ритенберга был многолетний роман с главным красавцем советского экрана Вячеславом Тихоновым, состоявшим в браке с Нонной Мордюковой, боявшимся огласки и не желавшим разрушать семью, в которой рос сын Владимир. Жизнь расставила точки над «i»: когда через три недели после знакомства с Евгением Дзидра легла на операцию в связи с врожденной патологией сердца, Урбанский ежедневно навещал ее, окружил заботой и вниманием. Евгений и Дзидра поженились. Молодожены два года теснились в шестиметровой комнате общежития театра имени Станиславского, и только стараниями знаменитого Михаила Михайловича Яншина получили однокомнатную квартиру. Урбанский и Ритенберга были абсолютными антиподами: в отличие от рациональной, уравновешенной, здравомыслящей Дзидры, демонстрировавшей чисто прибалтийскую невозмутимость, Евгений оставался открытым, порывистым, увлекающимся, горячным. Двери их маленькой квартиры никогда не закрывались: дома у супругов собиралась почти вся труппа цыганского театра «Ромэн», они дружили семьями с Чухраем, Рождественским, принимали у себя Иннокентия Смоктуновского, которого Евгений очень любил. «Мы обожали его за неуемный характер, за талант, за то, что он ничего не делал вполсилы. Если пел, то гитара раскалывалась пополам; если пил, то несколько дней, а уж если любил. Вот Дзидра как-то умела сдерживать Женю, она создала ему дом, которого у него сроду не было. Она его любила, и последние годы жизни Урбанский был счастлив». Алла Константинова, актриса Театра им. К. С. Станиславского. Евгений боготворил жену и нежно-шутливо называл ее «Дзидряга». На момент утверждения Урбанского на роль Зворыкина в картине «Директор» в 1965 году Дзидра была беременна. 37 лет, первый долгожданный ребенок – она неукоснительно выполняла все рекомендации врачей и именно поэтому не поехала вместе с мужем на съемки в Среднюю Азию: не хотела подвергать риску свое положение в жарком климате и походных условиях натурных съемок. 5 ноября 1965 года в Узбекистане, в 40 километрах от Бухары снималась сцена проезда автоколонны по пескам. Сама сцена опасности не представляла, технически сложным был только прыжок машины Зворыкина с одного из барханов. Несмотря на невысокие риски, Урбанскому предложили, чтобы в этом фрагменте снялся дублер, но актер отказался. По одной из версий, предпочитал сам выполнять сложные трюки, по другой-спешил заработать на кооперативную квартиру для семьи: прыжок на машине с трамплина стоил 280 рублей, что составляло более половины месячной зарплаты киноактера высшей категории. Друг Урбанского, постановщик трюков Владимир Балон, снимавшийся вместе с ним в картине «Директор», вспоминал, что накануне Евгений поднялся над пустыней на вертолете, чтобы осмотреть место предстоящих съемок. Увидев строящийся трамплин, пошутил: «Смотри, могилу мне копают». Первый дубль прошел без эксцессов, но второму режиссеру хотелось, чтобы машина подпрыгивала выше. Второй дубль стал роковым: машина рванула с настила, на миг зависла в воздухе, перевернулась и воткнулась бампером в песок. Вероятность такого исхода составляла 1:1000: должны были определенным образом совпасть скорость движения, сила ветра, угол наклона горки, вес машины. И они совпали. Евгений Урбанский прожил еще 45 минут и скончался по дороге в больницу. Его последние слова были: «Боже мой, как больно!». Чистое небо, в которое он смотрел так бесстрашно, было теперь навеки у него под ногами. Дочь Евгения и Дзидры появилась на свет через три месяца-в феврале, как ее отец, и была названа Евгенией в его честь.