Третьекласснице Инге предложили сниматься в кино. Она
ответила отказом и очень всех этим удивила-никто не знал, что совсем недавно
в автомобильной катастрофе погибла ее мать, врач «скорой помощи». Отец
приложил все усилия для того, чтобы привести ее на студию. И, спустя некоторое
время, девочка почувствовала себя настоящей актрисой в фильме «Первое
лето»…
Судя по названию фильма, можно предположить, что речь пойдет о том, как
одной девочке повезло: добрый дядя режиссер пригласил ее сниматься в кино,
и это было интересно и здорово. Дядя режиссер, умно и иронично сыгранный
Валентином Гафтом, оказался действительно добрым и в самом деле пригласил
маленькую героиню сниматься в кино. Но она сниматься не захотела. И за
этим стояли не каприз, не боязнь незнакомой обстановки, а личная драма.
Во многих картинах дети играют самих себя, свой характер, свою жизнь.
От юной актрисы Марины Бугаковой фильм потребовал настоящего актерского
перевоплощения. С такими партнерами как Валентин Гафт, Ада Роговцева,
Николай Волков она играет на равных, серьезно и вдумчиво.
В 1970 году режиссер А. Жебрюнас снимал по моему сценарию фильм «Красавица».
Для съемки фильма выбрали девочку, но она отказалась. Девочка всем очень
понравилась, и ее уговорили сниматься. В перерывах между работой я много
беседовал с ней, ее звали Инга-это так и осталось в фильме. Узнал ее историю,
и получилось так, что рассказанное ею стало основой моего фильма «Девочка,
хочешь сниматься в кино?». Поставил картину А. Бергункер, один из старейших
режиссеров «Ленфильма», снявший фильмы «Слуга двух господ», «Рядом с нами»,
«Дорога на Рюбецаль», «Мятежная застава» и другие. Работая над картиной,
мы пытались показать, как взрослые люди-съемочная группа, вначале не понимают,
почему так странно ведет себя героиня их фильма на съемках. А когда узнают,
то прилагают все силы, чтобы исцелить девочку от горя. Аналогичный сюжет
использован в фильме «Пусть я умру, господи…» (1988).
Девочка, хочешь сниматься в кино? А почему нет? На этот вопрос практически
любая девочка ответила бы: «Да! Конечно!». Но не Инга-героиня этого фильма.
Виктория Сергеевна, помощник режиссера, бродила по городу в поисках подходящей
для новой кинокартины девочки. Ингу она подметила, когда та кормила голубей
и разговаривала с ними. Не смотря на категорический отказ, Виктория все
же всучила девочке визитку с указанием адреса и времени беседы с режиссером.
Дома визитку, выложенную на стол, увидел Василий Прокофьевич, отец Инги.
И уговорил дочь сходить на киностудию. Уникальная история-столько детей
жаждет попасть на экран, они толпами осаждают студии, но напрасно, а тут
полное нежелание-и нате! Ингу утвердили. Ну, вот так бывает-именно такой
типаж и разыскивал режиссер. Тем не менее-это не фантазия: сценарий к
фильму был написан Юрием Яковлевым по следам реальных событий. В 1969-м
году по его рассказу снимался фильм «Красавица». Маленькая актриса, Инга
Мицките, отобранная на роль, сниматься не хотела. Кое-как девочку уговорили,
а в промежутках между съемками писатель много беседовал с ней и проникся
ее историей. Так на свет появился замысел, а затем и сценарий нового фильма
про Ингу, которая была совершенно не такая, как большинство детей. Причина
нежелания Инги участвовать в лицедействе трагична-за полгода до этого
ее мама погибла в автокатастрофе. И если на съемки героиня кое-как согласилась,
то от своей киношной мамы, актрисы Веры Федоровны шарахалась. Промучившись
и потеряв съемочный день, режиссер решил, что актрису придется менять.
Но ассистент Виктория была уверена, что только Ингу и надо снимать, что
это ее роль. Мне было странно, что папа Инги не сообщил режиссеру о том
гибели ее матери. На съемочной площадке девочке постоянно говорили-«Вот
твоя мама!», «Подойди к маме!», «Обними маму!». Каково все это было переносить
десятилетнему ребенку, который только что осиротел? И такое ощущение,
что авторы фильма призывают возмутиться бездушными взрослыми, третирующими
несчастную девочку. Но, конечно, если бы не эта тайна, не было бы и всей
истории-истории долгого пути поиска взаимопонимания между взрослыми и
сложным ребенком. Вероятно, не только мне показалось натянутой данная
ситуация, а потому и фильм, в целом весьма неплохой, не вошел в коллекцию
тех лучших детских картин, которые хочется пересматривать не один раз.
И еще момент-я все время думал о Рите Сергеечевой, которой роль подошла
бы идеально. Но, увы, Рита к тому времени уже выросла, а других таких
даже близко не было. Марина Бугакова сыграла замечательно, но до уровня
Сергеечевой она не дотягивает. Количество зрителей в СССР 7, 5 миллиона
человек.