Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Дон Диего и Пелагея

1927, 58 мин., ч/б, «Межрабпом-Русь»
Режиссер Яков Протазанов, сценарист А. Зорич
В ролях Мария Блюменталь-Тамарина, Анатолий Быков, Владимир Михайлов, И. Левкоева, Иван Юдин, Владимир Попов, Осип Брик, Александр Громов, Даниил Введенский, Михаил Жаров, Елена Тяпкина

Тема фильма заимствована из опубликованного в «Правде» фельетона А. Зорича «Дело Пелагеи Деминой». Начальник маленькой железнодорожной станции-пустой и неумный человек-увлекается чтением рыцарских романов. Отождествляя себя с доном Диего, распаленный июльской жарой, герой злится на очередной поезд, отрывающий его от захватывающего романа. Увидев переходящую рельсы старушку, он тут же составляет протокол о нарушении Пелагеей Деминой железнодорожных правил. Старушку вызывают в суд и приговаривают к трем месяцам заключения. В дело вмешивается возмущенная формализмом судопроизводителей комсомольская ячейка. Комсомольцы добиваются освобождения Пелагеи. Тонко насыщенный бытовыми деталями, наполненный множеством комических ситуаций, с которыми как бы не хотела соглашаться простодушная и наивная героиня, фильм был очень хорошо принят и зрителем, и критикой. Жарким летним днем начальник заброшенного полустанка с многозначительным названием «Заминка», около которого редко останавливаются даже почтовые поезда, томился от безделья, почитывая старинный рыцарский роман о благородном Доне Диего…
Тягучая, томная атмосфера передана в комедии Якова Протазанова блестяще. Диего ждет-не дождется ну хоть какой-нибудь зацепки, ничтожнейшей причины оказаться при деле: показать свою власть, важность и авторитет. И такая оказия случилась. Малограмотная бабка Пелагея переходила через рельсы, лелея почти несбыточную надежду продать проезжающим крынку молока. И вот тут-то старушку задержал с поличным не в меру ретивый начальник станции, обвинив ее в переходе путей в неположенном месте. М. Блюменталь-Тамарина сыграла простую крестьянку, выделив ее природный ум и затаенную усмешку по отношению к спесивому бюрократу Дону Диего. Но тот оказался далеко не последним бюрократом в районе. Состоялся суд, вынесший Пелагее суровый приговор: три месяца тюрьмы. Финал картины парадоксален, если не фантасмагоричен: Пелагея освобождена, а местные старики идут записываться в комсомол. Быть может, именно поэтому комедия «Дон Диего и Пелагея»-одна из немногих картин Протазанова, единодушно отнесенных критиками 1920-х годов к числу его несомненных удач. И в самом деле: комсомольцы, восстанавливающие справедливость и защищающие простой народ от подозрительных спецов. Что может быть лучше для генеральной линии? Кстати, еще одного спеца играет в картине Михаил Жаров. полувоенный френч (из нагрудного кармана кокетливо выглядывает носовой платочек), клетчатое кэпи, галстук-бабочка, слащавые тоненькие усики. О познаниях этого спеца по сельскому хозяйству можно судить по одному его вопросу насчет свеклы: озимая она, или яровая? Таким образом, Яков Протазанов очень хорошо чувствовал конъюнктуру момента: ведь именно против подозрительных в смысле социального происхождения спецов в те времена один за другим возбуждались образцово-показательные судебные процессы.