Тема фильма заимствована из опубликованного в «Правде»
фельетона А. Зорича «Дело Пелагеи Деминой». Начальник маленькой железнодорожной
станции-пустой и неумный человек-увлекается чтением рыцарских романов.
Отождествляя себя с доном Диего, распаленный июльской жарой, герой злится
на очередной поезд, отрывающий его от захватывающего романа. Увидев переходящую
рельсы старушку, он тут же составляет протокол о нарушении Пелагеей Деминой
железнодорожных правил. Старушку вызывают в суд и приговаривают к трем
месяцам заключения. В дело вмешивается возмущенная формализмом судопроизводителей
комсомольская ячейка. Комсомольцы добиваются освобождения Пелагеи. Тонко
насыщенный бытовыми деталями, наполненный множеством комических ситуаций,
с которыми как бы не хотела соглашаться простодушная и наивная героиня,
фильм был очень хорошо принят и зрителем, и критикой. Жарким летним днем
начальник заброшенного полустанка с многозначительным названием «Заминка»,
около которого редко останавливаются даже почтовые поезда, томился от
безделья, почитывая старинный рыцарский роман о благородном Доне Диего…
Тягучая, томная атмосфера передана в комедии Якова Протазанова блестяще.
Диего ждет-не дождется ну хоть какой-нибудь зацепки, ничтожнейшей причины
оказаться при деле: показать свою власть, важность и авторитет. И такая
оказия случилась. Малограмотная бабка Пелагея переходила через рельсы,
лелея почти несбыточную надежду продать проезжающим крынку молока. И вот
тут-то старушку задержал с поличным не в меру ретивый начальник станции,
обвинив ее в переходе путей в неположенном месте. М. Блюменталь-Тамарина
сыграла простую крестьянку, выделив ее природный ум и затаенную усмешку
по отношению к спесивому бюрократу Дону Диего. Но тот оказался далеко
не последним бюрократом в районе. Состоялся суд, вынесший Пелагее суровый
приговор: три месяца тюрьмы. Финал картины парадоксален, если не фантасмагоричен:
Пелагея освобождена, а местные старики идут записываться в комсомол. Быть
может, именно поэтому комедия «Дон Диего и Пелагея»-одна из немногих картин
Протазанова, единодушно отнесенных критиками 1920-х годов к числу его
несомненных удач. И в самом деле: комсомольцы, восстанавливающие справедливость
и защищающие простой народ от подозрительных спецов. Что может быть лучше
для генеральной линии? Кстати, еще одного спеца играет в картине Михаил
Жаров. полувоенный френч (из нагрудного кармана кокетливо выглядывает
носовой платочек), клетчатое кэпи, галстук-бабочка, слащавые тоненькие
усики. О познаниях этого спеца по сельскому хозяйству можно судить по
одному его вопросу насчет свеклы: озимая она, или яровая? Таким образом,
Яков Протазанов очень хорошо чувствовал конъюнктуру момента: ведь именно
против подозрительных в смысле социального происхождения спецов в те времена
один за другим возбуждались образцово-показательные судебные процессы.