Смекалистый инженер-авиатор, не найдя применения своему
таланту в конструкторском бюро, устраивается в частную мастерскую чинить
левые машины…
Спору нет, в комедии Леонида Марягина немало едких сатирических уколов.
Однако и комические ситуации, и сатирические колкости довольно однообразны
и не отличаются особой выдумкой и хорошим вкусом. А финал картины вышел
просто удручающим в своей назидательности. Бедняга-инженер со смехотворной
заплатой идет на службу к дельцам, которые живо находят применение его
золотым рукам. Сюжет, согласитесь, неплох для «Фитиля», короткой юморески.
Но для фильма на полтора часа? А если сюда добавить всесильного папика
в исполнении Валентина Гафта, копирующего свою же собственную роль из
«Воров в законе»? Вот и остается постановщику под занавес выпустить коронный
козырь для оживления зрительского внимания: парад полуголых девиц, демонстрирующих
топлес вокруг дольче вита российских нуворишей. Комедия-притча Л. Марягина
вряд ли сможет оспорить успех «Воров в законе». Есть в ней эпизод, ближе
к финалу. Но до финала надо досидеть. А история-про то, как один талантливый
инженер обладал даром починять заглохшие автомобильные моторы и делал
это сначала бескорыстно, из любви к искусству, а потом как-то нечаянно
продал душу дьяволу по имени Вильям Тер-Иванов-эта история, на мой взгляд,
рассказана пресно. Л. Кузнецова, О. Табаков, тот же В. Гафт и известный
критик В. Демин, решивший попытать счастье в качестве кинозвезды, вносят
некоторое оживление. Но только в те эпизоды, где они заняты. Режиссер
имел основания делать из этого сюжета социальную сатиру. Абсурд реальности
почувствовал точно, а вот адекватный образный язык, язык смешного, ему
не дался. Опорным эпизодом стала сомнительного вкуса сцена с полуголыми
«вакханками», где скромняга герой наконец-то понимает «кто есть кто».
Вот так, методом почти «обнаженной натуры», наповал обличается коррупция.