По одноименной пьесе М. Горького. Постановка Ленинградского
Большого драматического театра им. М. Горького. Июль-декабрь 1917 года,
в стране происходит революция. Действие фильма разворачивает в купеческом
клубе, в доме Достигаева, в доме Булычова. «Столпы общества» встревожены
надвигающимися на них грозными событиями. Одни из них готовятся к борьбе
с революцией, другие-и среди них Достигаев-стараются к ней «приспособиться».
Василий Достигаев заботится о спасении своей шкуры. Жизненная позиция
Достигаева на новом историческом этапе хорошо выражена в его словах: «А
вот, если ножку им подставить на крутом-то пути…». Но усилия Достигаева,
равно как и Нестрашного, который тайно готовит арест большевиков города,
тщетны: нельзя повернуть колесо истории вспять. Жалкие попытки помещать
ходу революции терпят крах.
Пьеса «Достигаев и другие» является второй частью (после «Егор Булычев
и другие») задуманного М. Горьким, но не реализованного до конца цикла
произведений о событиях 1917 года. Пьеса была написана в 1932 году, и
Большой драматический стал первым театром, поставившим ее-в ноябре 1933
года (режиссер Владимир Люце). В 1952 году новую постановку пьесы, вслед
за «Егором Булычевым», осуществила Наталья Рашевская; премьера состоялась
7 сентября. Большой драматический в этот период переживал тяжелый кризис,
частые смены художественного руководства, почти полную потерю зрителей,
и отдельные удачные постановки не могли переломить ситуацию-спектакль
быстро сошел со сцены. В мае 1957 года спектакль Рашевской был возобновлен
новым художественным руководителем театра Георгием Товстоноговым, с частично
обновленным составом исполнителей: так, в «Достигаеве» появились пришедшие
в БДТ в 1956-57 годах Сергей Юрский, Зинаида Шарко и Евгений Лебедев.
В 1959 году Наталья Рашевская и Юрий Музыкант на киностудии «Ленфильм»
создали экранную версию возобновленного спектакля-фильм-спектакль «Достигаев
и другие». Музыку Венедикта Пушкова для телевизионной версии записал симфонический
оркестр Малого оперного театра под управлением Марка Эрмлера.
Действие происходит в губернском городе России в июле-декабре 1917 года
в период бурных общественно-политических изменений на волне Февральской
буржуазной революции. Большинство действующих лиц-представители дворянского
и купеческого сословий. Словно сознавая свою обреченность, они много говорят
о политике, питаясь преимущественно слухами и сплетнями, ругают Временное
правительство и его представителя в городе, комиссара Звонцова (еще недавно-скромного
служащего в конторе), но ничего не предпринимают, предаются кутежам и
флирту. Некоторые из них пытаются организовать сопротивление «левым»,
под которыми подразумеваются кадеты и эсеры. Людей, готовых к применению
силы и не боящихся кровопролития, собирает вокруг себя Порфирий Нестрашный-лидер
местных черносотенцев. Ему сочувствует местное духовенство: мать Мелания
и отец Павлин, сам некогда примыкавший к эсерам; ему верой и правдой служит
полицейский Мокроусов. Нестрашный пытается привлечь на свою сторону и
Василия Достигаева, известного и влиятельного в городе человека, но тот
уклоняется, предпочитая приспосабливаться к существующей власти: «Все
живет потому, что приспособилось». Большевики, представленные Рябининым
и двоюродным братом Звонцова Степаном Тятиным, поначалу слабы: в местном
Совете рабочих и солдатских депутатов господствуют эсеры. Большевикам
сочувствует Шура Булычева; на почве политических разногласий старшая сестра,
Варвара Звонцова, выгоняет ее из дома, и дочь Достигаева Антонина предоставляет
ей, как старой подруге, приют; но не откликается на попытки Шуры обратить
ее в свою веру: Антонине равно чужды все политические течения. Нестрашный
и его соратники не принимают большевиков всерьез, лишь Достигаев относится
к ним с опаской и с помощью дочери пытается выведать их планы; но Антонине
это не удается, да и рвения она не проявляет…А тем временем в Петрограде
происходит Октябрьская социалистическая революция; узнав об этом, Нестрашный
решает арестовать местных большевиков и посылает сына за надежными солдатами.
Вместе с отцом Павлином и бывшим городским головой Алексеем Губиным он
приходит к Достигаеву, как к человеку, которого послушают, за которым
пойдут. Однако Достигаев готов приспособиться и к этой власти; теперь
оказывается, что он и большевиков не боится: ведь предки его тоже были
рабочими. Раздается выстрел, но на него никто не обращает внимания. На
поставленный ребром вопрос: «С нами ты или с кадетами?»-Достигаев отвечает:
«Ни с кем, только с самим собой». Жена Достигаева, Елизавета сообщает,
что Антонина застрелилась. Для Василия Ефимовича это прекрасный повод
удалиться и прекратить опасный разговор, однако даже ему не до Антонины.
Большевики тем временем берут власть в городе в свои руки; в доме Достигаева
появляется Рябинин с солдатами, и гостей уводят под конвоем. Хозяина же
дома не трогают-в отличие от Нестрашного и его соратников, Достигаев ничем
не запомнился рабочим ни в 1905-07 годах, ни в 1917-м.