Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Гадание на бараньей лопатке

1988, 82 мин., «Рижская киностудия»
Режиссер Ада Неретниеце, сценарист Олег Манджиев, композитор Иварс Вигнерс
В ролях Церен Цатхланов, Максим Мунзук, Юрис Жагарс, Светлана Рябова, Владимир Ильин, Валерий Порошин, Андрей Ильин, К. Казаковцев, Л. Пескичев, Л. Бяков, Е. Смехова, Андрис Берзиньш, Марина Карпичева, Людмила Романова

Действие фильма происходит в начале 1950-х годов в небольшой сибирской деревушке, где пересеклись пути и судьбы сосланных латышей, калмыков, русских. Мальчик-калмык Лиджи живет с дедушкой, который ходит в тайгу, собирает травы, лечит односельчан. Однажды дедушку арестовали по ложному обвинению в убийстве и поджоге фермы. Лиджи остался один. Многие от него отвернулись, но русская девушка Валентина и его сверстники помогли мальчику в трудные для него дни…
Фильм рассказывает о жизни высланных в Сибирь семьях калмыков и латышей, о взаимовыручке, об отношениях с местным населением.
«Сценарий фильма был написан в застойное время, и я не рассчитывал, что его поставят. Просто эта боль сидела в душе, и долгие годы не отпускала. Надо было выкричаться, вылить ее на бумагу, чтобы отпустило. Так было и с повестью «И вечно возвращаться», так было и с «Бараньей лопаткой». Сибирское детство детей, пораженных в гражданских правах, чувство постоянного унижения, беззащитность, когда ты знаешь, что по отношению к тебе не будет справедливости только потому, что ты-калмык. Когда все холодеет внутри при виде милиционера. Когда ты знаешь, что любой тебя может убить, и ничего ему за это не будет, потому что ты-калмык». Сценарий многим нравился. Режиссер Юрий Кара прочел сценарий на студии им. М. Горького, съездил к О. Манджиеву, привез его на студию, показал свой последний фильм «Завтра была война» и попросил дать сценарий «Бараньей лопатки» ему на постановку. Но сколько Ю. Кара не бился, сценарий протолкнуть через «Госкино» было невозможно. Кара подключил своего учителя-знаменитого Сергея Апполинариевича Герасимова, но-бесполезно. Сценарий был непроходным. И Юрий Кара стал снимать фильм «Воры в законе». Может быть сценарий «Гадание на бараньей лопатке» так и не увидел бы экранной жизни. Но уже веяло переменами. В Доме творчества в Репино Олег Лиджиевич познакомился с Аустрой Зиле из Риги. Она была редактором телевизионного сериала «Долгая дорога в дюнах»-тоже о послевоенной судьбе латышей. Аустра заинтересовалась сюжетом сценария и повезла его в Ригу. Но и там не пропустили сценарий.
И только когда вышел фильм «Холодное лето 53-го»-что-то сдвинулось. Комитет государственной безопасности дал заключение, что сценарий «Гадание на бараньей лопатке» не рекомендуется к постановке. Но Рижская киностудия пошла на риск, ведь прямого запрета не было, а «не рекомендуется»-это еще не запрет. Тогда из Калмыцкого Обкома КПСС пришла телеграмма: «запрещаем ставить фильм», но Рижская киностудия «потеряла» эту телеграмму и режиссер Ада Мартыновна Неретниеце приступила к съемкам. Вот так, не благодаря, а вопреки, вышел этот фильм, который впоследствии прокатывался по многим странам, получил несколько международных премий.
В фильме через судьбу двух персонажей, старика Анджу и его внука Лиджухи, показана жизнь калмыков-переселенцев в Сибири. Ежемесячные отметки в комендатуре, каждодневный страх ареста, обидные слова, сказанные за спиной, и, не смотря на все, дед и внук несут в себе все человеческое и мудрое своего народа. Маленький Лиджуха работает сторожем на молочной ферме. Мать его друга крадет бутылку молока. Лиджуха знает: ее дети голодны, младшая дочь болеет, без молока ей не выжить. С другой стороны-он враг народ", на рабочем месте за ним следят, заболели коровы и Лиджуху подозревают в диверсии. Казалось бы бытовой мелкий вопрос: кража бутылки молока. Сдать властям мать друга или нет? Вопрос не простой. Это вопрос жизни и смерти: спасая чужую-ставишь на кон свою. Что делать? Выхода нет. В потасовке ребята опрокидывают бутылку с молоком. Получив после смены свою крынку молока, Лиджуха относит ее в семью друга. Мир спасает доброта. Эта заповедь лежит в основе Библии, буддизма, ислама. Доброта-основа жизни, на ней держится мир. Эту главную заповедь в горсти белых и черных камешков передает внуку дед Анджа: черная мысль возникла-черный камешек положи, светлая мысль-белый камешек. Вот так узнаешь, светла ли твоя душа. Может быть, в экстремальных ситуациях злые и остаются живыми, используя подлость, предательство, ложь, но выживает только тело, душа гибнет. Арестованный дед Анджа оказывает помощь коменданту-надзирателю, приводит его в нормальное самочувствие, предлагает ему свое лекарское искусство. Фильм отмечен российским и зарубежным зрителем за актуальность, мастерство творческого коллектива. Особенно трогает история главного героя фильма-Лиджухи, мальчика, через судьбу которого проходит трагическая тема ссылки калмыцкого народа в Сибирь. Лиджуха, в исполнении Церена Цатхланова, пятиклассника Элистинской средней школы №19 завоевал симпатии зрителей. За кадром фильма мы должны признаться, что радости эта картина ни создателям фильма, ни Церену Цатхланову не принесла. Фильм, созданный по времени на грани распада Советского Союза, являлся откровением в истории тоталитарного государства. Фильмом восхищались и одновременно, его боялись. В 1989 году фильм несколько раз выдвигался на Гран-при, на Государственную премию СССР и РСФСР, но в последний момент приз присуждался другому фильму, менее значительному. За второстепенными призами создатели фильма принципиально не выходили для получения. Правда, Церен был отмечен призом Гостелерадио СССР. Маленький артист звездной болезнью не заболел, но известность его стесняла, он замкнулся. Церен родился 15 мая 1976 года в семье Цатхлановых, Владимира Борисовича и Лидии Сангаджиевны. Он рос спокойным мальчиком. Из всех увлечений для него главным были занятия в детском танцевальном ансамбле «Герел», куда он стал ходить с ранних лет. Вместе с этим ансамблем и вместе с Константином Эрендженовым, народным поэтом Калмыкии, он снялся в первом своем документальном фильме «Под небом солнечной Калмыкии» (1984). Режиссер Ион Мижа предрек Церену артистическую карьеру и сказал его маме: «Ваш ребенок мудр как старик». В 1987 году Лидия Сангаджиевна сильно болела и поэтому была ослаблена хворью, плохо говорила и ходила. Забота за состоянием мамы лежала на Церене, и на различных мероприятиях он был с ней рядом. 15 февраля 1988 года во Дворце культуры профсоюзов на творческом вечере Давида Кугультинова Церен сидел рядом с мамой. Когда он понес на сцену букет с цветами, его заметила ассистент режиссера Вера Рождественская, приехавшая в Элисту отобрать мальчика на роль Лиджухи. И хотя сценарий был уже у другого кандидата, она после окончания вечера подошла к ним и пригласила Церена на кинопробу. Вскоре, 28 марта, Церена с мамой вызвали в Ригу. Вечером им дали прочитать сценарий, а утром уже кинопробы. Хотя претендентами были еще несколько мальчиков, Церен сидел тихо и больше волновался за состояние мамы, чем за свою роль (мама сидит отдельно и может хочет пить). Кинопробы прошли успешно и 23 мая ассистент режиссера прилетела за ними в Элисту и уже втроем выехали в город Киров. Там из него принялись делать Лиджуху. По сценарию у малыша длинные волосы, но из-за маленького лица, чтоб были видны глаза, прическу сделали короткую. Теперь грим: подкрасили лицо-стал чумазым, под ногти пальцев заложили черный крем. Из одежды на нем была фуфайка на голом теле и сапоги 42 размера с портянками, чтобы было видно, как он волочит ноги. Мама Церена, Лидия Сангаджиевна, все время думала: почему выбрали Церена. Ада Неретниеце, режиссер фильма,сказала, что на эту роль нужны были дети, перенесшие «нечто». Церен очень переживал из-за болезни мамы. Это наложило отпечаток на характере мальчика, он рано повзрослел. Партнеры Церена-мальчики, тоже обделенные судьбою: Затрещина-маленький старик, еще младенцем мать его бросила и оставила на воспитание отцу, Чуха-у него родители алкоголики, расходятся и сходятся, и все это в однокомнатной квартире. Творческая группа к мальчикам относилась очень хорошо, но ближе они сошлись с Цереном, который успешно стал осваивать латышский язык. Когда съемки продолжались в Риге, то там Церен стал постоянным гостем в латышских семьях. Поддерживал разговор и иной раз запутывал посторонних людей. На экскурсии по республике Церен все записывал в альбом и был очень счастлив уже от того, что побывал в Латвии. Семья жила при киностудии в номере-люкс. Рядом располагался номер Максима Мунзука (дедушки Анджи), который постоянно был с Цереном, и мальчик помогал дедушке-бегал за пивом, танцевал для него, вместе пили чай. Съемки проходили успешно, Церен играл свою роль легко и с удовольствием. Очень было интересно озвучивать себя самого: на экране немое кино, а в наушниках-голос. 10 декабря 1988 года в Риге состоялась премьера фильма. По такому случаю в Латвию из Калмыкии снарядили целую группу во главе с артистом Юрием Ильяновым. Создатели фильма с опаской ждали реакции самих латышей, но люди плакали и благодарили за фильм. Фильм был закуплен многими странами. Земляки гордились Цереном, а он славы стеснялся. Ему предлагали получить кинообразование, а он потянулся к религии, стал ходить в хурул. В 1993 году Церен уезжает на учебу в Индию, в монастырь Дрепунг Гоманг. Учителя Церена направили в Калмыкию, и он приехал вместе с ним.