Экранизация одноименной трагедии У. Шекспира. Количество
зрителей в СССР-20, 9 миллионов человек. Специальный приз жюри и приз
за лучшую музыку I-го всесоюзного кинофестиваля (Ленинград). Лучший иностранный
фильм года Британской киноакадемии. Диплом Союза художников СССР-Симон
Вирсаладзе, Евгений Еней. Диплом СК СССР-Иннокентий Смоктуновский. Приз
за лучший фильм на кинофестивале шекспировских фильмов в Висбадене. Специальная
премия международного кинофестиваля в Венеции. Премия «Золотая доска»
журнала «Новое кино» за лучшее исполнение мужской роли (Иннокентий Смоктуновский)
на кинофестивале в Венеции. Ленинская премия-Григорий Козинцев, Иннокентий
Смоктуновский. Специальный приз жюри на международном кинофестивале в
Сан-Себастьяне. Премия национальной федерации испанских киноклубов на
кинофестивале в Сан-Себастьяне. Почетный диплом клуба кинокритиков Союза
польских журналистов. Приз «За вклад в международное понимание путем разработки
общечеловеческих тем и демонстрации кинематографического искусства высшего
уровня»-«Золотой лавровый венок» Фонда Дэвида Оливера Селзника. Премия
национального совета киноцензуры «Серебряная лама» на международном кинофестивале
в Лиме. Приз «Серебряное блюдо» за лучшее исполнение мужской роли (Иннокентий
Смоктуновский) на международном кинофестивале в Панаме. Премия «Фемина»
(Бельгия).
Козинцевский «Гамлет» символичен в меру и историчен в меру. Постановка
строга и проста. Хмурое Балтийское побережье, холодное море, серые сланцы,
крепостные стены и башни замка Эльсинор создают естественный и обозримый
фон для действия. И само это действие так же просто, понятно и обозримо
во всех своих поворотах и отступлениях, как козинцевский Эльсинор с его
переходами, колодцами, сводами ворот и рельефами стен. Естественно, что,
перенося «Гамлета» на экран, Козинцев должен был сократить текст трагедии.
Естественно, что сокращению подверглись прежде всего монологи, варьирующие
гамлетовские колебания. Но помимо естественных требований экрана в этом
упрощении есть своя система: некоторые купюры текста обнаруживают ее недвусмысленно.
Например, когда король Клавдий кается в грехах, это нужно Шекспиру, чтобы
остановить карающую руку Гамлета. Козинцеву это нужно для разоблачения
Клавдия. Гамлет тут ни при чем. Этот «Гамлет» не требует специальной шескпироведческой
эрудиции и томов комментариев-он доступен любому зрителю. Это общедоступный
Гамлет в самом благородном смысле этого слова.