Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Гобсек

1936, 69 мин., ч/б, «Рот-Фронт»
Режиссер и сценарист Константин Эггерт, сценарисы Олег Леонидов, композитор Виссарион Шебалин
В ролях Леонид Леонидов, Александр Шатов, Галина Сергеева, Татьяна Кондракова, Яков Волков, Осип Абдулов, Елизавета Ляуданская, Константин Эггерт, Елена Гоголева, Михаил Садовский, Михаил Царев

По одноименному роману Оноре де Бальзака. Первая роль в кино Осипа Абдулова (Жигонэ).
Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье-одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье Парижа. Ее дочь Камилла выказывает расположение молодому графу Эрнесту де Ресто. Когда он уходит, виконтесса говорит дочери, что этот брак невозможен, так как у графа нет никакого состояния, а его мать-дочь простолюдина Горио и известная мотовка. Дервиль говорит, что положение скоро изменится и молодой граф унаследует громадное состояние-от ростовщика Гобсека. С беспощадным стариком Гобсеком (род. 1740) Дервиль познакомился в молодости, в 1816 году, они были соседями. Около 1819 года Гобсек рассказывает об одном из своих дел: графиня де Ресто ради своего любовника Максима де Трая начинает подписывать векселя. Спустя четыре года она доходит до крайности и закладывает фамильные бриллианты. После ухода любовников к Гобсеку врывается муж графини с требованием вернуть заклад. Дервиль предлагает решить вопрос миром, а Гобсек советует графу передать все свое имущество надежному человеку путем фиктивной продажной сделки: это якобы единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Граф принимает совет и начинает с помощью Дервиля осуществлять эту операцию, выбрав в качестве конфидента самого Гобсека. Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить адвоката к мужу. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трая и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи-на самом деле она только хочет получить наследство. Граф умирает в 1824 году, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстает жуткое зрелище: в поисках завещания графиня бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю-имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и ее детьми он отвечает, что несчастье-лучший учитель. К концу жизни скупость Гобсека обращается в манию-он ничего не продает, боясь продешевить, в его доме скапливается огромное количество испорченной еды. Он умирает, оставив свое состояние внучатой племяннице (дочери Сары из «Кузины Бетты» и героини «Блеск и нищета куртизанок»), при этом молодому графу де Ресто вернутся его деньги.
Сначала повесть называлась «Опасности беспутства» («Les Dangers de l’inconduite»). Под таким заглавием она полностью вышла в апреле 1830 года в первом томе «Сцен частной жизни». 1-я глава ее была опубликована ранее, в феврале 1830 года, под заглавием «Ростовщик» («L'Usurier») на страницах журнала «Мода». В 1835 году повесть вышла новым изданием в первом томе «Сцен парижской жизни», где была озаглавлена «Папаша Гобсек» («Papa Gobseck»). Наконец, в 1842 году Бальзак включил ее в «Сцены частной жизни» первого издания «Человеческой комедии» под заглавием «Гобсек». В первоначальном виде повесть была разделена на главы: «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа». Названия глав подчеркивали наиболее важные части произведения.