Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Годы молодые

1958, 80 мин., «Киевская киностудия им. А. П. Довженко»
Режиссер Алексей Мишурин, сценарист Анатолий Шайкевич, композитор Платон Майборода
В ролях Светлана Живанкова, Валерий Рудой, Валентин Кулик, Александр Хвыля, Елена Машкара, Николай Яковченко, Андрей Сова, Георгий Склянский, Дая Смирнова

Музыкальная комедия о студентах и абитуриентах театрального училища-о молодых людях, только что окончивших школу и решивших пойти «в артисты». Главная героиня фильма Наташа мечтает сдать вступительные экзамены в театральное училище в Киеве. Но путь в столицу оказался весьма тернистым: Наташе приходится даже путешествовать на крыше вагона, переодевшись мальчишкой Лесиком. Там она и встречает Сергея, у которого вся жизнь впереди и прожить он решает в большом городе. Сам путь оказывается непростым, но еще более трудным делом оказываются сами экзамены Неповторимое обаяние фильму придает прекрасная музыка Платона Майбороды…
Главная героиня фильма Наташа мечтает сдать вступительные экзамены в театральное училище в Киеве. Она гостит у бабушки в шахтерском городе. В шахтерском Дворце культуры шел концерт. Солист танцевального ансамбля Лесик вывихнул ногу. Заменить его просят Наташу Артеменко. Наташа поначалу отказывается, потому что она собирается в Киев для сдачи экзаменов в театральном училище и через час отходит ее поезд. Однако директор Дворца культуры уговаривает ее выступить. В результате Наташа в одежде мальчика мчится на вокзал. В спешке Наташа забывает билет на поезд. Она в растерянности стоит у вагона и плачет. К ней подходит парень с гитарой по имени Сергей. У него тоже нет билета, но ему очень нужно попасть в Киев для сдачи экзаменов в театральном училище. Им приходится путешествовать на крыше вагона. Наташа представляется Лесиком и говорит, что едет в Киев к сестре. У Наташи появляется ухажер дирижер Володя. В Киеве Сергей влюбляется в девушку Наташу, якобы сестру Лесика. Наташа разыгрывает его, переодеваясь в одежду Лесика. Сдача экзаменов для Наташи и Сергея оказывается трудной. Наташа уговаривает Володю попросить своего дядю из приемной комиссии помочь ей и Сергею при поступлении в училище. Сергей возмущается, когда узнает об этом. Он не хочет поступать по чьей-то протекции. Девушка решает честно поступать на следующий год, Сергей также решает возвратиться в родной Донбасс. В конце фильма перед отъездом Сергей встречается с «братом» Наташи. После прогулки Сергей понимает, что «Лесик», с которым он ехал на крыше вагона в Киев-это на самом деле полюбившаяся ему девушка Наташа. Молодые люди целуются…
В первых рецензиях на фильм советские критики отмечали, что фильм привлекает искренним лиризмом и настоящей комедийным остроумием. В журнале «Советский экран» (1959, № 12) автор рецензии подчеркивал удовлетворительную работу кинооператора, удачную передачу красочных украинских пейзажей, а также отмечал наличие украинских элементов в музыкальном оформлении фильма композитором П. Майбородой. Однако он же выражал недоумение, почему труд такого большого коллектива был потрачен на осуществление такого фальшивого, примитивного сценария. Киновед Георгий Капралов писал: «Такие картины, как «Годы молодые», «Черноморочка» выдают дешевую побрякушку за эстетический идеал, формируют у части зрителей ложные представления о прекрасном». Он утверждал: «В фильме душевная красота человека, искусство, труд артиста представлены как на дешевой картинке-пестро, душещипательно, а в целом бездумно и бессодержательно. Если б не молодая, не лишенная обаяния актриса, мелодичная музыка и живые танцы-нищета содержания фильма была бы очевидна с первого взгляда. Сейчас же она прикрыта пестрым нарядом, который и вводит в заблуждение некоторых зрителей». Кинокритики Нея Зоркая и Юрий Ханютин сетовали, что фильм не претендует «на нечто большее, чем дать возможность зрителю бездумно провести полтора часа» и «в фильме слышится только стук чечетки и нет взволнованного биения человеческого сердца». Кинокритик Ростислав Юренев высказывал мнение: «Пороком комедии было отсутствие мысли, трафаретность сюжета и образов, заданных плохим и замученным переделками сценарием». Кинокритик Светлана Зинич критиковала ряд актерских работ: «Особенно обращают на себя внимание скованные движения и невнятная мимика актеров, исполняющих роли Сергея (В. Рудой), матери Наташи (Е. Машкара), дирижера Володи (В. Кулик)». При этом она так оценивала исполнение главной роли: «В рамках поставленной перед ней задачи в целом естественно играет исполнительница главной роли С. Живанкова. Однако ей не удается внести новые черточки в уже опробованный характер своей героини». Советский киновед Иван Корниенко критиковал фильм наряду с другими комедиями, по его мнению, «лишенными подлинной комедийности». Он писал: «Годы молодые», «Королева бензоколонки», «Черноморочка», «Артист из Кохановки», «Повесть о Пташкине» пресса встретила суровой критикой, вновь возобновив разговор о путях развития кинокомедии, о трудностях, встречающихся на пути этого жанра». Киновед Нонна Капельгородская писала: «музыкальная лента по сценарию Александра Шайкевича вызвала шквал негативных рецензий, хотя здесь звучала волшебная музыка Платона Майбороды. Появление героини в мужском наряде (эта ситуация не раз гораздо отчетливее воплощалась в киноискусстве) выглядела надуманной и искусственной». Она также указывала, что эта комедия вызвала «особенно резкую критику» при ее показе в США. Кинокритик Говард Томпсон в газете «Нью-Йорк таймс» указывал, что «цветная съемка прекрасна, она рисует удачный весенний холст с солнечным, голубым небом, сверкающими реками, цветочной отделкой и самым чистым городом». Он отмечал, что самым красивым является «вальс в пасторальном исполнении героини Светланы Живанковой, дерзкой, уверенной в себе и поистине на загляденье». При этом он не понял, «как лицо мисс Живанковой, увенчанное кепкой и париком, могло обмануть мистера Рудоя или кого-то еще». В целом он оценил «эту импортированную ерунду как глупую, завораживающую музыкальную шалость». Искусствовед Борис Берест утверждал: «Сюжет и режиссерские средства напоминают опереточно-водевильный жанр с уклоном в тенденциозный патриотизм. Как сам фильм, так и игра главных исполнителей не отличились любой оригинальностью». При этом он отмечал, что «советская критика до сих пор не могла додуматься, почему каждый комедийный фильм отечественного производства, не говоря уже про зарубежные фильмы-неизменно пользуются много большим успехом, чем фильм идеологически выдержанный». Он писал: «Причина кроется не только в том, что рядовому зрителю надоели пропагандистско-тенденциозные, агитационно-производственные или документально-хроникальные фильмы. Причина кроется в чем-то более глубоком». Киновед Александр Федоров отмечал: «Телевидение фильм не очень жалует, и, казалось бы, фильм должен быть полностью забыт зрителями, однако они даже сегодня, в XXI веке, продолжают о нем писать. И что удивительно-отрицательных отзывов практически нет, одни восторженные». Всесоюзный кинофестиваль в Киеве: первая премия композитору Платону Майбороде. Количество зрителей в СССР 36, 7 миллионов человек.