Голубкой друзья зовут москвичку Женю Голубеву, окончившую
строительный институт и уехавшую на большую стройку в Сибирь вместе с
другими выпускниками МИСИ. По-разному сложатся их судьбы…
Фильм снят по мотивам одноименного романа Анатолия Приставкина. Но фильм
сильно отличается от романа, писатель требовал снять его имя с титров.
Роман был впервые напечатан в журнале «Знамя» № 3-6 за 1967 год и в том
же году издан отдельной книгой в издательстве «Молодая гвардия». Писатель
так определил его героиню: Мне близки те самые донкихоты. Сейчас я окончил
роман «Голубка», и там главная героиня девушка из породы тех же людей.
В них я вижу смысл нашей жизни, в таких вот странных, отрешенных, непрактичных,
отдающих жизнь за свою идею. Съемки фильма происходили на Саяно-Шушенской
ГЭС; сплав на плотах снимался на реке Енисей, при этом актриса Елена Проклова
отказалась от дублера. Современной фильму критикой он был оценен как неудачный.
Телевизионный фильм «Голубка» оказался неудачей. Несмотря на обилие внешнего
действия, в нем, по сути, мало что происходит. Сюжетные связи рвутся и
путаются, в искусственных обстоятельствах молодые актеры слишком стараются
держаться естественно, и эти старания скрыть не удалось. Главная героиня
выглядит как фотография в газете при плохой печати-овал лица виден, однако
черты его определить трудно. Исполнительница главной роли актриса Елена
Проклова, при всех недостатках по ее определению «примитивного» сценария,
называла роль и свою героиню одной из своих любимых. Женя Голубкина из
телефильма «Голубка»…Эту роль я люблю, хотя в целом фильм получился слабый-из-за
драматургии. Автор экранизируемого фильмом романа писатель Анатолий Приставкин
на замечание интервьюера журнала «Советский экран», что «картина, мягко
говоря, неважная», соглашаясь с такой оценкой ответил, что сценарий был
кардинально изменен режиссером, резко негативно высказавшись об этом.
Очень плохая картина. В романе было личное, пережитое, а фильм Назарова…Ну,
что делать? Был хороший сценарий. А режиссер положил его себе под задницу
и сочинил сценарий заново. Совершенно графоманский. Протестовали, просили
снять имена из титров целый скандал был. Ни Леночка Проклова, никто не
могли вытянуть эту картину…
Как я уже писал в статье про памятную с детства песенку «Твой поезд отходит»,
впервые та прозвучала в 4-серийном телефильме «Голубка». Премьера его
состоялась в 1978 году (подробности тогда от меня ускользнули в силу малого
возраста), а повтор только спустя 6 лет-весной 1984-го и то по второй
программе, которую у нас в области начали вещать лишь через полгода. То
есть и тогда не сложилось. Не частили с показами, мягко говоря. Недавно
в интернете обнаружил этот, выражаясь современным языком, мини-сериал
и наконец-то восполнил очередной пробел продолжительностью в четыре часа.
В целом смотрибельно, хотя к шедеврам он даже близко не относится. Перед
нами распространенный когда-то в соцстранах (а постепенно и добравшийся
до Голливуда) жанровый эксклюзив на стыке мелодрамы и производственного
кино, рассказывающий о строительстве в Западной Сибири очередной ГЭС и
молодых его участниках. Много романтики, комсомольского задора с энтузиазмом,
характерных для соцреализма. Даже хроникальные и псевдодокументальные
съемки присутствуют. Но обо всем по порядку. Главная героиня в исполнении
Елены Прокловой-москвичка Женя Голубева по прозванию Голубка-после окончания
МИСИ с подругой Верой едет в вымышленный город Ярск, где уже работают
старшие друзья по институту, включая уже бывшего жениха Веры-Гену Мухина.
Не дождался он ее-нашел себе другую зазнобу, женился, теперь вот первенца
ждут. Без выяснения отношений само собой не обходится, но время лечит
и Гена будет прощен! Потому что не может быть иначе-ибо перед нами просто
замечательный человек! Мухин в представлении режиссера Владимира Назарова-настоящий
герой того времени: благородный, честный, со взором горящим, да к тому
же гениальный инженер-новатор, постоянно предлагающий и внедряющий великолепные
конструкторские решения для строительства плотины. Телезрителя при этом
не забывают окунать в технические детали, нисколько не задумываясь-а интересно
ли это кому без профильного образования (мне-нет). Наконец передовика
награждают орденом, от чего все вокруг просто счастливы! Нет, не тому
сериалу дали название «И это все о нем»! И сняты ведь оба в один год.
Но вдруг нагрянула беда: Мухина в самом конце третьей серии убили! Тем
не менее, появляется надежда, что хотя бы детективной интригой развеют
царившее на экране прекраснодушие. Но увы, убийца найден за пять минут:
им оказывается алкаш-самогонщик, случайно затесавшийся в стройные ряды
строителей коммунизма. После чего еще половину последней серии оставшиеся
в живых герои рефлексируют на тему, какого парня потеряли. На его фоне
как-то и главная героиня померкла, а ведь это ее история вообще-то заявлена
в заголовке киноромана. Меж тем, Голубева еще во второй серии горячо влюбилась
в недавно назначенного инструктором горкома ВЛКСМ Виктора Смирнова, их
чувство взаимно, они играют свадьбу, все замечательно, пока у Жени в середине
4-й серии не возникают проблемы с сердцем. Дальше рассказывать не буду.
Общее впечатление-будто смотришь мыльную оперу, но с советским ретро-уклоном
(такие нынче тоже в моде). Поэтому я ничуть не удивился, что восторженные
отзывы в комментариях в интернете оставлены в основном от зрительниц.
И актрисы сплошь красавицы тех лет: помимо Прокловой, еще Ольга Науменко,
Нина Маслова и Наталья Гурзо. Ну стоит ли придираться? Впрочем, повод
для возмущения у меня нашелся другой. Как оказалось, сериал снят по одноименному
произведению Анатолия Приставкина. Того самого, что в годы перестройки
получил известность благодаря эпохальныму роману «Ночевала тучка золотая»,
основанному на авторских воспоминаниях из детдомовского детства (в том
числе о депортации чеченцев). Как же так, думаю! Неужели писатель прежде
сочинял лакирующие действительность книжки об ударных стройках?! Не очень
вяжется с поздней репутацией правозащитника. И потому я решил познакомиться
с первоисточником, благо, остались еще кое-какие вопросы к сюжету. Так
вот, данная книга Анатолия Игнатьевича, написанная еще в начале 1960-х
годов, произвела на меня сильнейшее впечатление! Оказалось, что это острокритическое,
с невероятным антипафосным посылом произведение ничего общего по духу
не имеет с телевоплощением, которое по сути самым оскорбительным образом
извратило авторскую философию, сдвинув почти все акценты на прямо противоположные.
И то, что Приставкин числится в авторах сценария, на самом деле ни о чем
не говорит, так как достаточно случаев, когда видение кинодраматургов
не совпадало с режиссерским. Вспомнить Тарковского или телефильм «Чародеи»
(как бы по мотивам братьев Стругацких). Допустим, что сатирические инсинуации
в романе «Голубка» никто бы в изначальном виде не пропустил до телеэкрана
или даже до стадии согласования, но зачем было тогда вообще огород городить
браться за экранизацию. Этого я не пойму. И очень жаль, что уже не у кого
спросить. Как так вышло, что все то фарисейство, которое обличал на страницах
своей книги автор, спустя 15 лет стало генеральной линией? И основной
антагонист-демагог Шварц, возглавляющий стройку-в фильме уже предстает
строгим и мудрым начальником по фамилии Шаров (играет привычный в этом
амплуа Петр Вельяминов)? И все доселе его негативные черты и фразочки
лихо перекочевали к молодому, амбициозному инженеру Рахмаше-и без того
мало положительному давнему знакомцу Голубки и Мухина. А Генка-то в романе
совсем не идеален, да и нечасто появляется. И в гибели его-от пули, прилетевшей
не от единственного на весь город бузотера со стажем, а от обычного пьяного
недоумка-писатель от лица не успевшего заплыть жирком горкома комсомола
винит руководство строительства, которому нет дела до того, чем занимается
молодежь на досуге. Именно публикация обличительной статьи на эту тему
провоцирует дальнейший конфликт, а не то самоуправство в печати, каким
режиссер представил действия Смирнова в фильме. Опять же по книге Виктор
Смирнов на протяжении большей части сюжета тяготится навязанной ему комсомольской
работой (в экранизации он вполне в своей тарелке), переживая острейший
дискомфорт от того, что его любимая Голубка все это время в тяжелейших
условиях трудится инженером непосредственно на строительстве. И к этому
прибавляется бытовая неустроенность, систематическая нехватка стройматериалов
и техники, штурмовщина и прочее (тогда как в сериале проблемы все временные
и одним махом решаются). Удивительно, как такая чуть ли не антисоветская
книга была потом переиздана. Но лишь раз-я ее читал в издании 1981 года.
Единственная, чей образ практически не пострадал, это сама Женя Голубева
(и в этом есть наверно заслуга Елены Прокловой)-она такая же трудолюбивая
до фанатизма, восторженная и влюбленная. Тем горше было читать финальный
эпизод книги, который в конце 1970-х годов по определению не мог попасть
в киноверсию.