Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Гонцы спешат

Гонцы спешат

1980, 82 мин., «Казахфильм»
Режиссер Азербайжан Мамбетов, сценарист Олег Осетинский, композитор Газиза Жубанова
В ролях Альмира Исмаилова, Джамбул Худайбергенов, Асанали Ашимов, Тунгышбай Жаманкулов, Кененбай Кожабеков, Идрис Ногайбаев, Владимир Гусев, Гия Бадридзе, Лхасаран Линховоин, Абилкасым Жанбырбаев

По роману Ануара Алимжонова «Гонец». Фильм о героической борьбе казахского народа против полчищ кровожадных джунгар в восемнадцатом веке…
В ХVIII веке, воспользовавшись разобщенностью казахских племен, полчища завоевателей-джунгар вторглись на территорию Казахстана. Чтобы дать отпор врагу, необходимо было объединиться, прекратить вражду и междоусобицы. Очевидной стала и необходимость верного и крепкого союза с могучим северным соседом-Россией…
Азербайджан Мамбетов (1932-2009)-народный артист СССР (1976). Родился в селе Паласовка Волгоградской области. В годы войны семья переехала в Алма-Ату. Окончив в 1952 году Алма-Атинское театрально-художественное училище поступил на режиссерский факультет ГИТИСа имени Луначарского, который окончил в 1957 году. После окончания института-режиссер Казахского академического театра драмы имени М. Ауэзова, а в 1965 году-его главный режиссер. В 1976 году был удостоен звания народного артиста СССР. Еще раньше ему были присуждены Государственные премии СССР и Казахской ССР. В конце 1970-начале 1980-х годов принял решение на время уйти из театра в кино, чтобы дать время творческому коллективу разобраться в себе и в том, в каком творческом плане продолжать жить театру. За это время снял два фильма-«Гонцы спешат» и «Кровь и пот». Противостояние между режиссером и коллективом закончилось тем, что Мамбетов вновь был приглашен в театр на должность художественного руководителя. В 1989 году стал депутатом Верховного Совета СССР. В 1995 году второй раз ушел из Театра имени Ауэзова из-за очередных внутренних противоречий в коллективе. С 1999 года работал в Астане в Казахском государственном музыкально-драматическом театре имени Калибека Куанышбаева.
Сценарий фильма написал Олег Осетинский, о котором я много узнал, прочитав книгу его дочери, пианистки Полины Осетинской. Олег Осетинский (1937-2020)-советский и российский киносценарист, писатель, журналист, режиссер-документалист. Во времена перестройки получил известность как отец и педагог пианистки-вундеркинда Полины Осетинской, в тринадцать лет сбежавшей из дома и публично обвинившей отца в жестоком обращении и надругательствах. Называл себя «гуру» и «худруком» группы «Аквариум» и Майка Науменко в начале их творческого пути. Также известен благодаря своим эксцентричным интервью. Мать была донская казачка, а отец-наполовину грузин, наполовину поляк. Участник Великой Отечественной войны, отец был дважды ранен, а в 1946 году, по словам сына, стал «одним из фаворитов Сталина экономических», работал в Главсеверморпути. Олег с детства мечтал стать пианистом, однако в десятилетнем возрасте получил травму пальца от удара крышкой парты. Тогда же сделал запись в дневнике, где поклялся, что его будущая дочь станет великим музыкантом. В 1953 году был исключен из девятого класса за выпуск стенной газеты «Одесские новости». Уехал в Сибирь, по одной из версий, по совету влиятельных родственников, по другой-непосредственно после вызова матери в КГБ. Отсидел год в тюрьме за драку. Через некоторое время стал актером местного драматического театра. С гастролями приехал в Москву и оттуда попал в Ялту, где устроился главным режиссером народного театра при клубе госторга. Посмотрев фильм «Летят журавли», перечитал все доступные книги о кино, «написал за три дня десять сценариев документальных» и отправился на местную киностудию. Там познакомился с кинооператором Сергеем Урусевским, который помог ему с переездом в Москву. Далее сведения вновь расходятся. Согласно одному интервью, Урусевский свел его с Михаилом Калатозовым, и тот вызвался обучить Олега режиссуре, минуя ВГИК. Согласно другому интервью, Урусевский познакомил Осетинского с Михаилом Роммом, который тут же предложил заключить договор на сценарий художественного фильма «Агитатор», впоследствии так и нереализованный. Одновременно был написан еще один киносценарий-«Катера», который три раза пытался поставить Ролан Быков, но каждый раз проект закрывался. В 1961 году окончил Высшие сценарно-режиссерские курсы. Писал сценарии для телевизионных и кинофильмов. Самые известные из них-«Звезда пленительного счастья» (1975), «Взлет» (1979) с Евгением Евтушенко в главной роли и мини-сериал «Михайло Ломоносов» (1986). Сценарий к нему Осетинский написал в двадцать пять лет, выиграв конкурс сценарных заявок. В его первоначальном варианте главным действующим лицом выступал автор-рассказчик, который менялся местами с Ломоносовым и проживал его жизнь с современных позиций. Однако режиссер Александр Прошкин потребовал сюжет переписать. В конце 1970-начале 1980-х годов был дружен с Борисом Гребенщиковым и Майком Науменко. Сам он называл себя «художественным руководителем» и «тренером личностностного роста» рок-музыкантов, утверждая, что именно он стоит за их имиджем и репертуаром, ему же принадлежит разработка программ, которые принесли им популярность. При этом признавал, что не имеет музыкального образования и не знает нот. Тогда же с концертами начала выступать его восьмилетняя дочь-вундеркинд Полина Осетинская. Сам Осетинский всячески отрицал природную одаренность дочери, настаивая, что это — исключительно заслуга разработанного им метода обучения «дубль стресс = антистресс». В тринадцать лет Полина сбежала из дома. Позднее она рассказала в интервью программе «600 секунд» об издевательствах и унижениях, которые испытала за последние восемь лет жизни с отцом. В дальнейшем жила с матерью в Ленинграде, продолжая обучаться музыке и выступать с концертами. В 2007 году вышла ее автобиографическая книга «Прощай, грусть», где она подробно описала ранний период своей жизни, обвинив отца, помимо прочего, и в педофилии. В ответ Олег Осетинский подал на дочь в суд, но позднее конфликт был улажен. После скандала с дочерью остался без работы. В конце 1980-х годов эмигрировал в США. Полгода работал в Нью-Йорке разнорабочим, затем начал обучать пианисток игре по своему методу. Как журналист печатался в «Литературной газете» и «Известиях». В 2002 году, в годовщину событий 11 сентября, «Известия» опубликовали цикл статей Осетинского под общим заглавием «Если бы я был бен Ладеном…», в котором тот призывал объявить крестовый поход «черному фашизму». Это вызвало протест мусульманских общин России. Редактор сайта «Ислам.ру» и учредитель издательства «Ансар» Марат Сайфутдинов подал судебный иск, инкриминируя Осетинскому призывы к геноциду мусульман и войне с исламским миром. Тяжба длилась несколько лет, но суд, в конце концов, был проигран. Кроме того, опубликовал ряд книг в жанре беллетризованной (художественной) биографии. Как режиссер-документалист снял биографический фильм о Венедикте Ерофееве «Веня, или Как пьют и умирают в России» (1993), а также «фильм-предупреждение» для американского телевидения A Quiet Town New York City («Тихий городок Нью-Йорк», 2002) о событиях 11 сентября. Поставил несколько пропагандистских картин о Грузии по заказу правительства Михаила Саакашвили и американских инвесторов. Семь раз был официально женат. Отец пятерых детей.
Давайте сегодня поговорим об одном важном и ярком звоночке, который в подавляющем большинстве случаев позволяет определить проблемного мужчину-это наличие большого количества развалившихся семей или астрономического количества ушедших из отношений женщин в анамнезе. Сейчас мне приведут аргумент о том, что в наше время многие браки распадаются, а многие любовные отношения не выдаивают проверку временем. Все так, с этим утверждением я не спорю. Но одно дело иметь за плечами один-два, а совсем другое-четыре-пять и более браков. Если у мужчины не сложилось подряд столько отношений, значит, тому есть серьезная, крайне серьезная причина. Да, встречаются токсичные, проблемные, инфантильные и даже очевидно оскорбительные люди и среди женщин. Да, и женщины тоже, не все мы не ромашки полевые. Все так. Но если мужчине попадаются только такие женщины в отношениях, то, скорее всего, проблема вовсе не в женщинах. Возможно, и даже наиболее вероятно, что это женщины не выдержав всей полноты семейного «счастья», оперативно «делали ноги» от этого супер-мачо. Я не утверждаю, что все без исключения серийные семьянины являются злодеями-нет, отнюдь. Я лишь сообщаю, что наличие многочисленных браков за плечами у потенциального ухажера-это очень серьезный «звоночек», который вполне может быть предвестником проблем. Если у человека такой признак есть-это хороший повод присмотреться к нему с огромным вниманием. Лишним не будем. О носителе такого признака повествует страшная сказка «Синяя борода». Об этой же проблеме заставляет задуматься кровавая история семейной жизни незабвенного Генриха VIII.
А вот относительно свежий пример-история Олега Осетинского, талантливого сценариста (сценарий к фильму «Звезда пленительного счастья» создал именно он). Этот без сомнения талантливый и яркий человек был женат 7 раз-официальные и длительные гражданские браки (это если не считать многочисленных любовниц), имел пятерых детей. Олег Осетинский был успешным, известным и харизматичным мужчиной, происходящим из достаточно обеспеченной семьи. Но жены сбегали от этого ценного приза одна за другой. На первый взгляд, загадочная ситуация, хорошими мужиками не бросаются. Но дочь Олега Осетинского-Полина Осетинская поняла завесу тайны в своих многочисленных интервью и книге «Прощай, грусть». Как оказалось, такой интеллигентный, такой талантливый и такой яркий человек оказался серийным насильником. Причем насилие он применял не только по отношению к женам, но и по отношению к детям. Жены хоть с потерями, но сбегали, а дети сбежать могли не всегда. Особенно «повезло» в этом смысле Полине. Отец смог сначала выкрасть девочку, а потом получить полную опеку над ней. Мать была очень молода, не имела влиятельных покровителей, находилась в ослабленном состоянии после многих лет постоянной травли и защитить дочь эффективно просто не смогла. С момента получения полной опеки над дочерью, отец начал лепить из нее музыкального гения, чтобы выгодно минимизировать успех дочери. Успех пришел, слава гениальной исполнительницы Полины Осетинской в свое время гремела по всему миру. Вот только и скандал прогремел не менее громким: несчастной девочке удалось сбежать от отца-тирана и рассказать правду о своей жизни. Воспоминания о детстве: «Меня в спешном порядке сажают в машину и увозят, натурально, в лес-прятать от мамы. Воздух прослоен паникой и азартом. Я этого азарта не разделяю, поскольку по маме отчаянно скучаю. После того как мои родители разошлись, у них вошло в постоянную практику подворовывать друг у друга собственное чадо. Меня прятали в лесу, на каких–то островах, в тайных квартирах, соблюдая все правила конспирации. Обзаводились целым штатом союзников и тщательно избегали ненужных свидетелей из стана врага (нет, до устранения дело не доходило), подкупали бабушек, брали в дело людей проверенных и в краже деток поднаторевших. Представляете, как мне повезло? Я живу, как в настоящем детективе! Правда, я еще не вполне понимаю, что это такое-детектив, но расставания, бегство, погоня, опасность-все это мне уже знакомо. Начинается настоящая жизнь. Мне два с половиной года. Вскоре после начала учебного года отец забрал меня жить к себе, и я, разом лишенная маминых сырников и кашек, иногда теряла сознание от голода. У Олега Евгеньевича было своеобразное представление о питании, ввиду чего мой завтрак мог состоять из стакана яблочного уксуса, наполовину разбавленного водой (это считалось крайне полезным) пяти таблеток «Ревита» и двадцати таблеток аскорбинки. Обед из куска засохшего сыра с ложкой меда-оба этих продукта, как назло, я люто ненавидела, иногда куска полусырого антрекота. В дальнейшем откорм полусырыми антрекотами приобрел ритуальный, почти первобытный характер-поймав кусок мяса с шипящей сковородки и впившись в него зубами, я возвращалась к роялю, почти рыча. Многие считают отца сумасшедшим, некоторые-гениальным, кому-то в драках он сломал руку или ногу, а с кем-то выпил пятнадцать раз на брудершафт».
А вот описание звоночка, на который маме Полины и прочим женщинам Осетинского стоило обратить внимание: «Папа ко времени начала отношений с мамой был пять раз женат и имел двоих дочерей: от первой жены Марины дочь Наталию и от четвертой жены Ольги дочь Марию. Натали была первой отцовской попыткой осуществить заветную мечту-сделать из дочки великую пианистку. Он забрал ее от жены и приступил к делу. В тот вечер, когда мой будущий отец впервые привел маму к себе на угол Большой Бронной и Богословского переулка, бабушка Мария Дмитриевна сломала руку. Узнав об этом, испуганная Наташа прибежала из школы домой, пропустив специальность у Рихтер. Вышел неприятный скандал-отец сказал дочке энное количество слов в не самой изысканной форме (не желая признать в этом поступке благородных внучатых порывов), после которых девочка сбежала из дому. Естественно, он ожидал ее скорейшего возвращения с повинной. Но Натали никогда не вернулась, став в семейной истории первой дочерью-бегуньей».