Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Иван Грозный

СССР, 1944-1958, 191 мин., ч/б, «Мосфильм»
Режиссер, сценарист, продюсер, монтажер и художественный оформитель Сергей Эйзенштейн, композитор Сергей Прокофьев
В ролях Николай Черкасов, Михаил Жаров, Павел Кадочников, Людмила Целиковская, Всеволод Пудовкин, Серафима Бирман

Жизнь русского царя Ивана Четвертого (1530-1584), впоследствии получившего прозвище Грозный. В фильме описываются все важнейшие события и вехи его правления: восход на российский престол в 1547 году; женитьба на Анастасии Романовой; поход против татар на Казань; тяжелая болезнь, едва не стоившая ему жизни; попытка выйти к Балтийскому морю; поход в Крым; отравление Анастасии и ее смерть; добровольное уединение в Александровском монастыре; петиция московитов с просьбой о возвращении на трон; боярские заговоры убить царя; введение опричнины; попытки его тетки Ефросиньи Старицкой свергнуть царя и возвести на трон ее сына Владимира…
Многострадальный фильм, съемки которого заняли три года, во время которых шла Вторая мировая война. Вторая часть фильма по приказу Иосифа Сталина, которому не понравилась режиссерская трактовка безумия Грозного и его расправы над опричниками, не выходила на экраны страны вплоть до 1958 года. В 1945 году советское военное правительство Берлина приказало перевести эту картину на немецкий язык и демонстрировать в оккупированной Германии. Это последний фильм Сергея Эйзенштейна (1898-1948). Планировалась и третья часть, но после того, как Сталин запретил вторую часть, планы ушли в небытие. Картина снималась в Алма-Ате. Своей первой крошечной ролью опричника на экране отметился Георгий Вицин (1918-2001). Костюмы героев много лет спустя были использованы при съемках картины «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). На международном кинофестивале в Локарно картина получила приз за лучшую операторскую работу.
Инициатором создания фильма об Иване Грозном стал сам И. В. Сталин, желавший, чтобы, с помощью исторических параллелей, его кровавая диктатура была оправдана и в глазах современников, и в глазах потомков. Хотя, как и в случае с фильмом «Петр Первый», реальная история его интересовала мало. Требовался очередной миф о правителе, радеющем о благе страны, и мешающих ему в этом врагах, внешних и внутренних. Выбор его пал на С. М. Эйзенштейна, создавшего и гениальные героико-эпические полотна «Броненосец «Потемкин» и «Александр Невский». Льстило ли мастеру это «высокое доверие»? Вряд ли. Потому что написанный им сценарий утверждал лично вождь, а во все этапы работы над фильмом активно вмешивались члены ЦК. Эйзенштейн задумал фильм в трех сериях. Первая серия, воспевавшая идею великодержавности, охватывала юность Ивана, его венчание на царство, Казанский поход, смерть Анастасии и завершалась крестным ходом народа к Александровой слободе. Съемки шли во время Великой Отечественной войны на студии ЦОКС в Алма-Ате. Несмотря на не понравившуюся Сталину сцену поцелуя Грозного с царицей, он принял первую серию без поправок, признав эталоном исторического фильма. Сталинскую премию I степени получили Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ, Андрей Москвин, Сергей Прокофьев, Николай Черкасов и Серафима Бирман. Первый фильм вышел на экраны в январе 1945 года, получив хвалебные оценки критики и зрителей. Чарльз Чаплин телеграфировал Эйзенштейну: «Величайший исторический фильм, когда-либо созданный. Атмосфера великолепна, а красота превосходит все, до сих пор виденное в кино». Работа над второй серией шла у Эйзенштейна долго и мучительно трудно. Даже не историческая, а художественная правда через осмысление Гения шла вразрез с «директивами», призывающими к оправданию зла. Внутренний конфликт кровавого деспота Ивана демонстрировал его трагическую обреченность. Сквозь исторические одежды героев фильма просматривались вполне отчетливые современные реалии. Царь, возомнивший себя Богом, играет людьми, как марионетками. Добиваясь ярчайшей выразительности, режиссер вводит в черно-белый фильм цветную сцену пира опричников. Мечутся тени по стенам, по ликам святых, мечутся люди-маски под прокофьевский апофеоз «Жги-жги-жги…», жадно всматривается в них царь-упырь, выбирающий очередную жертву…Вторая часть, «Боярский заговор», которую сам Эйзенштейн не считал законченной, заставили показать ЦК в 1946 году. Фильм подвергся нещадной критике со стороны вождя и его ближнего круга: «Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером-слабохарактерным и безвольным, кем-то вроде Гамлета». Постановлением ЦК ВКП(б) фильм второй запретили к показу. После этого работа над картиной была прекращена, а весь отснятый материал второй серии, не вошедший в монтаж, и третьей серии, кроме нескольких фрагментов, уничтожен. Вторая серия вышла на экраны 1 сентября 1958 года, спустя 10 лет после смерти опального режиссера, после развенчания культа личности его гонителя. Небольшой фрагмент третьей серии «Рыцарь Штаден на опричном дворе» и другие были представлены зрителю лишь в 1988 году. Фильм «Иван Грозный» был удостоен приза жюри за лучшую операторскую работу (операторы Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин) на кинофестивале в Локарно (Швейцария) в 1948 году. По итогам референдума критиков, проведенного английским журналом Sight and Sound в 1962 году, картина признана седьмой в десятке лучших фильмов в истории киноискусства. В 1978 году «Иван Грозный» был назван восьмым среди ста лучших лент всех времен.