О
двух днях жизни уже немолодой женщины, бывшей летчицы, Надежды Петрухиной.
Однажды внезапно ушла из дома ее дочь, и из училища, где она была директором,
сбежал обиженный мальчишка. Эти события заставляют героиню пересмотреть
свою жизнь…
Это второй фильм (после «Зноя» по Чингизу Айтматову) недавней выпускницы
ВГИКа Ларисы Шепитько. Международное признание и слава придут к ней десять
лет спустя, после «Восхождения», но уже здесь она зарекомендовала себя
большим мастером, способным проникнуть в самые сокровенные глубины человеческой
сущности. Это рассказ о жизни бывшей военной летчицы, а ныне директора
ПТУ Надежды Петрухиной. Она, уважаемый в городе человек, депутат горсовета,
переживает тяжелый душевный кризис. По натуре Петрухина максималист. Война
для таких, как она, стала одним из высших проявлений человеческого духа.
Поэтому героиня и вспоминает войну с ужасом и вместе с тем как свой звездный
час. Она, на ее беду, так и не смогла перестроиться и теперь со своим
максимализмом и жертвенностью выглядит порой неуместно, а то и нелепо.
Едва ли не лучшую свою роль сыграла в этой картине Майя Булгакова, но
все же это не актерское, а режиссерское кино. Как отмечала критика, Лариса
Шепитько в содружестве с оператором Игорем Слабневичем строят изобразительное
решение в соответствии с тревожно-пульсирующим состоянием ума и сердца
страдающей героини. Кадры ретроспекций возникают как воспоминания Петрухиной
о молодости и любви, они словно бы высветлены и очищены памятью. Авторы
сумели найти выразительно-поэтическую форму, просто потрясающе снята сцена
прощания влюбленных. Современные сцены, напротив, даны в хроникально-будничном
стиле, однако прозаическое на вид повествование наполнено множеством скрытых
метафор.