Пейзаж Украины восьмидесятых годов прошлого века. За три дня до освобождения
из тюрьмы сбегает человек. Монумент «Серп и молот» становится его пристанищем.
История, рассказанная в фильме, проста и документально достоверна: умирающему
молодому заключенному дает свою кровь охранник, его ровесник. Главари
зоны не принимают спасенного от смерти товарища в свои ряды, потому что
в нем теперь течет кровь охранника. Лаконичный и исчерпывающий приговор
коммунистическому строю. Фильм стал завершающим аккордом советского кинематографа…
Последняя картина, к которой имеет отношение Сергей Параджанов. Шесть
лет он провел в заключении под Коммунарском Ворошиловградской области
(за мужеложство с применением насилия). Надзиратели не мешали режиссеру
делать куклы из мешковины, аппликации, и даже выдали набор итальянских
фломастеров. После освобождения, когда здоровье Параджанова было подорвано,
он написал несколько сценариев. О пребывании в зоне он много рассказывал
Юрию Ильенко (оператору фильма «Тени забытых предков»). Из этих рассказов
и письменного наследия Параджанова родился сценарий этого фильма. На Каннском
кинофестивале картина получила приз ФИПРЕССИ. На международном кинофестивале
в городе Нови Сад картина получила специальный приз, приз критиков и награду
за лучшую операторскую работу.