Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли  Летят журавли

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Летят журавли

Летят журавли

1957, 97 мин., «Мосфильм»
Режиссер Михаил Калатозов, сценарист Виктор Розов, композитор Моисей Вайнберг
В ролях Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Кадочников, Валентин Зубков, Антонина Богданова, Борис Коковкин, Евгения Хованская

По пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Кинороман с огромной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью. В центре фильма-трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда…
На Каннском кинофестивале картина получила «Золотую пальмовую ветвь», а также специальный приз, а Татьяна Самойлова была названа лучшей актрисой. На Всесоюзном кинофестивале в Москве картина получила специальный приз. На международных кинофестивалях в Локарно, Ванкувере и Мехико картина получила специальные призы.
Михаил Константинович Калатозов (1903-1973, настоящая фамилия Калатозишвили)-кинорежиссер, оператор, сценарист, создатель фильмов «Валерий Чкалов» (1941), «Непобедимые» (1942), «Заговор обреченных» (1950), «Верные друзья» (1954), «Первый эшелон» (1956), «Неотправленное письмо» (1960), «Красная палатка» (1970) и др., в истории мирового кино остался прежде всего режиссером фильма «Летят журавли». Сценарий написал Виктор Розов по своей пьесе «Вечно живые». Получился не просто фильм о войне, а пронзительная поэтическая картина о любви и предательстве, верности и искуплении. Некоторые кадры этого фильма: гибель Бориса посреди кружащегося хоровода берез, проход Вероники (с глазами полными вселенского горя) сквозь ликующую толпу-стали хрестоматийными, вошли во все учебники о кино. Они принесли всемирную славу не только Калатозову, но и оператору Сергею Павловичу Урусевскому (1902-1974), новаторская съемка которого получила в мировом кино термин «субъективная камера Урусевского». Советскому руководству фильм не понравился. Во-первых, полным отсутствием привычных составляющих плакатного героизма: здесь раненые кричат, проклинают судьбу и врачей, в истерике выплескивают ненависть к предавшим их женам…Во-вторых, Вероника-отнюдь не героическая личность, потому как «устроилась», выйдя замуж за нелюбимого…Но заслуга фильма заключалась именно в его новаторстве: создатели не прибегли к привычным клише, а достигали щемящего душу трагизма через постепенное раскрытие внутреннего мира героев. Представленный в 1958 году на XI Международном кинофестивале в Каннах, фильм стал его сенсацией и завоевал высший приз-«Золотую пальмовую ветвь». Татьяна Евгеньевна Самойлова (р. 1934)-первая из советских актрис получила в Каннах приз за лучшую женскую роль. Тем самым доказала, что она-не «папенькина дочь» (ее отец-актер Евгений Самойлов), а самобытная и талантливая артистка. Ее лицо с загадочными, чуть раскосыми темными глазами было растиражировано прессой, вмиг сделав ее звездой мирового уровня. Пабло Пикассо предсказывал ей звездное будущее. Ее приглашали известные кинорежиссеры. Однако в Голливуд ее не пустили, позволив, правда, сняться у Де Сантиса в фильме «Они шли на Восток» (1964) и у ряда европейских режиссеров. Все ждали от нее повторения успеха Вероники, что обернулось для актрисы трагедией. Она снялась в фильмах «Анна Каренина» (1968) в паре с бывшим мужем Василием Лановым в роли Вронского. В кадре они играли любовь. В жизни чуда не произошло. Как и триумфального возвращения на звездный Олимп, потому что и критика, и зрители вынесли суровый вердикт, что Самойлова не совсем справилась с ролью. Так для актрисы начался период жизни в полном забвении. Актриса, чье имя и лицо внесено во все учебники мирового кино, долгие годы жила в одиночестве в унизительной бедности. Только в 1994 году ее пригласили в Театр современной пьесы, а в 1998-м она появилась на экране в небольшой роли в фильме Александра Атанесяна «24 часа». В 2000 году Рената Литвинова сняла ее в своем нашумевшем документальном фильме «Нет смерти для меня». Помимо «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля фильм «Летят журавли» отмечен призами Всесоюзного кинофестиваля, Международных кинофестивалей в Локарно, в Ванкувере и в Мехико в 1958 году. Высота (1957) Фильм о монтажниках-высотниках по роману писателя Евгения Воробьева (1919-1990) снимали на строящейся домне Днепродзержинского химкомбината. На главные роли были приглашены безусловные звезды 1950-х-Николай Рыбников, полюбившийся зрителям после «Весны на Заречной улице» и «Чужой родни» и Инна Макарова-незабываемая Любка Шевцова из «Молодой гвардии». Николай Николаевич Рыбников (1930-1990) в 1950-60-х был звездой первой величины, потом его снимали все реже, и впоследствии он появлялся лишь в эпизодах. Самые известные фильмы с его участием: «Тревожная молодость» (1955), «Запасной игрок» (1954), «Девушка без адреса» (1957), «Рядом с нами» (1957), «Ведьма» (1958), «Кочубей» (1958), «Нормандия-Неман» (1960), «Две жизни» (1961), «Девчата» (1961), «Им покоряется небо» (1963), «Хоккеисты» (1964), «Война и мир» (1965–1967), «Старый знакомый» (1969), «Седьмое небо» (1972), «Семья Ивановых» (1975), «Развлечение для старичков» (1976), «Вторая попытка Виктора Крохина» (1977), «Уходя-уходи» (1977), «Выйти замуж за капитана» (1985) и др. В фильме Рыбникову пришлось самому выполнять трюк, когда его герой, чтобы произвести впечатление на девушку, спускается по канату с 50-метровой высоты. После того как артист в мгновение ока оказался внизу, все увидели, что он забыл надеть рукавицы. Второй дубль актер проделал с содранными в кровь руками. Инне Владимировне Макаровой (р. 1926), ставшей настоящей звездой после роли Любки Шевцовой в «Молодой гвардии» (1948), пришлось бесстрашно отплясывать на пятиметровой высоте и, не глядя под ноги, легко спускаться по металлическим скобам. Среди самых заметных ее работ роли в фильмах: «Возвращение Василия Бортникова» (1952), «Дорогой мой человек» (1958), «Девчата» (1961), «Большая руда» (1964), «Женитьба Бальзаминова» (1965), «Женщины» (1965), «Новенькая» (1968), «Вас вызывает Таймыр» (1970), «Русское поле» (1971), «Еще не вечер» (1974), «Безответная любовь» (1979), «Контрольная по специальности» (1981), «Мертвые души» (1984), «Детство Бемби» (1985), «Лермонтов» (1986), «Ссуда на брак» (1987). Картина, благодаря таланту и обаянию артистов, получилась скорее не о «трудовых буднях», а о вечных человеческих ценностях и пороках: любви и бездушии, верности и вероломстве, дружбе, карьеризме и т. п. А веселая песенка Родиона Щедрина «Не кочегары мы, не плотники» стала визитной карточкой не только фильма, но и Рыбникова, которого на всех встречах со зрителями обязательно просили ее исполнить. Во время съемок «Высоты» накануне Нового года Рыбников неожиданно исчез на несколько дней. В киногруппе разразился скандал, грозивший ему страшными карами. Но он появился и заявил: «Что вы ругаетесь? Вот вам справка из ЗАГСа. По закону я имею право на три дня». А случилось то, что Алла Ларионова, в которую он был влюблен со студенческой скамьи, оказалась в сложной ситуации: актер Иван Переверзев, с которым у нее был бурный роман на съемках фильма «Полесская легенда», узнав, что она ждет от него ребенка, оставил ее. Рыбников, узнав об этом, приехал в Минск, сделал ей предложение и 2 января 1957 года повел в ЗАГС. Сотрудники ЗАГСа не смогли отказать любимому артисту и, в нарушении всех инструкций, расписали сразу. Как вспоминала Алла Ларионова, на премьере фильма «Высота» в Доме кино они с Рыбниковым сидели рядом, и, когда герой картины-его тезка-произнес фразу: «Прощай, Коля, твоя холостяцкая жизнь!»-зал устроил молодоженам овацию. Коля Пасечник стал у зрителя самым любимым героем актера. По воспоминаниям коллег Рыбникова, участвовавших с ним в сборных актерских концертах, когда тот выходил на сцену с гитарой и со своей лучезарной улыбкой запевал «Не кочегары мы, не плотники…»-зал взрывался овациями, и концерт на этом можно было заканчивать, потому что выступать после Николая Николаевича было бессмысленно…И хотя в прокате фильм занял лишь 17-е место (его посмотрело 24, 8 миллионов зрителей), по опросу журнала «Советский экран» он был признан лучшим фильмом 1957 года и получил призы на Международном кинофестивале в Карловых Варах (главная премия-«Хрустальный глобус»), на Международном кинофестивале в Москве в 1957 году и на Всесоюзном кинофестивале в Москве в 1958 году.