Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Маленький беглец

Япония-СССР, 1966, 108 мин., «Киностудия им. М. Горького/Daiei»
Режиссер Эдуард Бочаров, сценаристы Эмиль Брагинский и Андрей Битов, композитор Борис Карамышев
В ролях Чихару Инаеси, Юрий Никулин, Матико Ке, Дзюкичи Уно, Иван Рыжов, Инна Макарова, Кен Уцуи, Станислав Чекан, Эйдзи Фунакоси, Макико Исимару, Владимир Быков, Таня Айнюкова, Любовь Соколова, Мичие Окусу, Николай Граббе, Хироюки Ота

Десятилетнего сироту Кэна Каваму из Токио воспитывает его дядя Нобуюки Нода, в прошлом-подающий большие надежды музыкант. Но сейчас Нобуюки играет в барах Токио и постепенно спивается. Кэн тоже хочет стать музыкантом-его отец был талантливым скрипачом. Но дядя таскает его на свои вечерние «халтуры»-в дуэте с ребенком можно больше заработать, хотя это и незаконно. Однажды, будучи в подпитии, Нобуюки говорит мальчику, что его отец, которого тот считал умершим, жив и находится в Москве. Ровесница Кэна Митико Сакума, которая тоже подрабатывает по вечерам продажей цветов, советует ему найти какого-нибудь русского, который может помочь со сведениями о далекой Москве и, возможно, о судьбе отца. В городе гастролирует московский цирк. Пробравшийся в цирк без билета Кэн, убегая от служителей, попадает в раздевалку Юрия Никулина. Клоун не выдает мальчика, но думает, что тот попал к нему в надежде попасть на представление-понять друг друга им мешает языковый барьер. В подарок мальчику достается набор русских матрешек-Кэн считает эти игрушки волшебными, способными выполнять желания. Задавшись целью отыскать отца, Кэн, с помощью водителя-дальнобойщика добирается до Киото, а затем, тайком пробирается на судно, на котором из Японии в СССР возвращается цирк, но сами артисты, оказывается, улетели самолетом. На корабле Кэн найден, и в порту Находки его передают пограничникам, но, вопреки закону и здравому смыслу Кэна не депортируют обратно, а разрешают продолжить путешествие в Москву. Начинается путь десятилетнего мальчика по большой чужой стране. Сначала он едет с провожатым Трофимычем, с которым позже в силу обстоятельств расстается. В его путешествии мальчику помогают охотники, сплавщики леса и другие советские люди. В конце концов, его сажают в самолет, который летит до самой Москвы. Но самолет садится не в Москве, а-из-за непогоды-в Ленинграде. Пассажирам устраивают экскурсию по городу, во время которой Кэн отбивается от группы и, убежденный в том, что находится в Москве, отправляется искать отца. В это самое время в Ленинграде гастролирует и Никулин. Кэн, увидев афишу, попадает в цирк, где клоун представляет его публике. Кэн, выйдя на арену, рассказывает людям, кто он, откуда и с какой целью приехал. Зрители смеются, считая «японского мальчика» частью шуточной репризы. К счастью, среди зрителей оказывается японец, знающий русский язык. Впоследствии он вместе с Кэном и Никулиным едет на поезде в Москву. В японском посольстве они узнают печальную новость-отец Кэна умер уже как пять лет назад. Кэн остается в Москве, продолжает учиться играть на скрипке и заканчивает консерваторию, после чего с оркестром под руководством Рудольфа Баршая приезжает на родину, где встречается с подругой детства Митико и ее мамой. Дядя Кэна, работающий поваром в детском приюте, видит по телевизору его выступление в качестве солиста с совместным советско-японским оркестром. Но никому не признается в этом-вместе с гордостью за ставшего знаменитым племянника служителя приюта мучает чувство стыда…
Из журнала «Искусство кино». И поныне в кинематографических и педагогических кругах не затихает давний спор: какой герой нужен зрителям-детям, кого они предпочитают-своего сверстника или же «взрослого» героя? А дети отдают свои симпатии персонажу, если он индивидуальность, личность, если характер героя, будь то ребенок или вполне сформировавшийся человек, ярок, интересен, способен чем-то увлечь. Кавама Кэн-японский мальчик в коротких штанишках-оказался тем самым характером, который обеспечил успех у юных зрителей фильму советско-японского производства «Маленький беглец». Самобытность, самостоятельность юного героя, действующего не по знакомым авторским предписаниям, а согласно собственной натуре, в силу своего воспитания и разумения, стали магнитом, притянувшим к экрану зрителей. Эти качества десятилетний актер Чихару Инаеси с помощью режиссеров Э. Бочарова и Т. Кинугасы сделал главными в образе, и он приобрел необходимую целеустремленность. Кроме того, и задача, которую поставил перед собой маленький Кэн, благородна и трогательна: он хочет найти своего отца и для этого предпринимает рискованное путешествие из страны восходящего солнца далеко на запад-в Москву. Это путешествие и составляет фильм, движет его сюжет, одновременно управляя чувствами маленьких зрителей, испытывающих и тревогу, и страх, и радость за героя, что с такой решимостью, не отступая, шагает вперед. Надо сказать, что сюжетные ситуации картины не однажды таили в себе опасность для создателей ленты сбиться на тональность эдакого святочного рассказа. Маленький Кэн-сирота, он живет со своим дядей, хорошим, но раздавленным жизнью человеком, потерявшим любимую профессию скрипача. Ребенок высиживает с ним в ночных кабаках, укладывает, пьяного, спать, снимает с него ботинки. Эти сцены, а также отдельные эпизоды встреч маленького чужестранца с советскими людьми, увы, приобретают чрезмерно сентиментальный оттенок, становятся «жалостливыми». И тогда не доброе сочувствие, а сладкая умиленность сопутствует фильму. Это плохо. Потому что с маленькими зрителями не пристало говорить сюсюкающим тоном, о превратностях жизни с ними надо беседовать всерьез, не рассчитывая только на «чувствительность» зрительного зала. Кэн не нашел отца. Мечте его не суждено было свершиться. Померк ли для мальчика мир? Фильм показывает, как, несмотря на личную драму, личную потерю, маленький Кэн приобретает многое, и в первую очередь людскую дружбу. Это чувство доверия, человеческой солидарности, готовности помочь другому-идейный и нравственный «заряд», к которому стремились авторы картины и к которому они пришли, стараясь избежать нравоучительных сентенций и скучных прописей, еще нередко встречающихся в фильмах для детей. Здесь нельзя недооценить работу Юрия Никулина, выступающего в роли…Юрия Никулина. Актер играет себя, русского циркового клоуна, который находится на гастролях в Японии. Он и демонстрирует зрителям свое искусство высокого класса, вызывающее восторженные аплодисменты. Но актер еще играет советского человека, человека чуткого душевного устройства, исполненного естественного внимания и бескорыстной доброты к другим. Вот почему правдиво и искренне его отношение к Кэну, не покровительствено-снисходительное, а по-настоящему дружеское, сочувственное. И отсюда-органичная привязанность к русскому артисту японского мальчика, трогательное чувство преклонения, которое вызывает у малыша «Никулин-сан». К сожалению, в столкновении Кэна с другими людьми как раз недостает «натуральности» поведения персонажей. Люди на экране скорее демонстрируют нужные качества, чем органично раскрывают их. Излишнее педалирование мысли часто делает игру актеров тяжеловатой, а где-то и натужной. Уважение к человеку, к его таланту, восхищение его душевной щедростью-это стремились подчеркнуть в своей совместной постановке советские и японские кинематографисты. Картина открывает перед детьми мир в том солнечном свете, в котором так ярко сверкает все доброе, хорошее, чистое. Она не запугивает тяготами и бедами жизни, но и не закрывает глаза на ее трудности, которые легче преодолеть, ощущая поддержку и помощь друзей. Человек не должен, не может быть один-говорит фильм. Очень важно, чтобы мысль эта сегодня чаще звучала с экранов мира.