По мотивам повести Г. Березко «Бригада, ко мне!». На
одну из больших сибирских строек приезжает Федор Ильич Караваев. Когда-то
он отбывал здесь несправедливое заключение. Теперь он хочет разыскать
здесь своего сына. Вон выясняет, что его сын-скрывающийся от закона пьяница
Корольков. Караваев случайно падает в реку и его спасает Корольков, который
начинает работать на стройке в бригаде монтажников. Караваев узнает, что
его настоящий сын погиб, но когда видит Королькова, который считает его
своим отцом, не раскрывает ему правду, потому что верит, что он сможет
начать жизнь снова…
Бывший политзаключенный, в поисках сына через почти 25 лет со дня его
рождения приезжает в места, где он отбывал заключение. Фильм заставляет
задуматься о настоящей любви, о верности, о чувстве долга, о преданности
на всю жизнь…
Ефим Дзиган (1898-1981)-советский кинорежиссер, театральный режиссер,
актер, сценарист, педагог, публицист. Народный артист СССР (1969). Лауреат
Сталинской премии второй степени (1941). Родился в Москве, в семье Льва
Абрамовича Дзигана (1869-1938) и Елизаветы Михайловны Дзиган (1879-1968).
Учился в училище при евангелическо-реформатской церкви в Большом Трехсвятительском
переулке. В 1918 году учился в коммерческом училище. Рано начал трудовую
деятельность-грузчиком, рабочим-строителем, чернорабочим на книжном складе.
Участник Гражданской войны. В 1919-22 годах служил в армии, ВЧК, ГПУ.
В 1923 году окончил киношколу Б. В. Чайковского. С 1924 года-актер, помощник
оператора, ассистент режиссера на разных студиях страны («Севзапкино»),
«Совкино» (Москва), трест АО «Госкинпром Грузии», «Белгоскино». В 1932-41
годах и с 1954 года-режиссер киностудии «Мосфильм». В 1941-54 годах работал
на киностудиях Алма-Аты, Баку, Минска, Киева, Ленинграда. Режиссерскую
деятельность начал в 1928 году в тресте АО «Госкинпром Грузии», где снял
фильм «Первый корнет Стрешнев» (совместно с М. Э. Чиаурели). Вершиной
творчества стал фильм «Мы из Кронштадта». Снял ряд документальных фильмов.
Осуществил ряд совместных постановок, в том числе «В едином строю» (1959,
с КНР). Соавтор сценариев к ряду своих фильмов. Занимался режиссурой в
театре: «Бравый солдат Швейк» по Я. Гашеку, «За тех, кто в море!» Б. А.
Лавренева, «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (1944-46). С 1937 года-преподаватель
ВГИКа в Москве (с 1965-профессор). Читал лекции на Высших режиссерских
курсах при «Мосфильме», в киноинституте Пекина (КНР). Автор книг «Мы из
Кронштадта», «Принципы режиссерского построения фильма» (1937), «Постигая
героику времени» (1979), многих статей о киноискусстве, воспоминаний.
Член Союза кинематографистов СССР. Член ВКП(б) с 1943 года. Похоронен
на Новодевичьем кладбище.
В начале фильм смотрится интересно, но после того как Алексей (Борис Зубов)
привел к друзьям Глашу (Элина Быстрицкая) поздравить их-стали возникать
вопросы. Почему друзья так неодобрительно приняли желание друга жениться
на Глаше, чем она плоха? Почему не разводится с мужем и отказывает так
любимому Алеше? «Я и так к тебе буду приходить, когда позовешь». Странное
желание женщины! Ее любит достойный человек, зовет замуж, и сама любит,
но почему-то противится. В чем причина? Да и вначале нужно было развестись,
зарегистрироваться, а потом строить семейное счастья. А то Алексей едет
в город на совещание и очень у него большое желание, по такому случаю-завалить
любимую женщину подарками. Хотел купить колечко, но ювелир так умеючи
его убедил, что отдает все деньги за бусы из жемчуга. По мне так необдуманный
поступок, с чем этот подарок носить, с телогрейкой? На эти деньги можно
было купить, что-то более нужное Глаше-платье, туфли, кофточку. А то потом
носится с эти подарком. Не берет его Глаша. Но тут конечно хотели показать
как любит Глашу Алексей-ничего для нее не жалко. Посмотрел на список и
на деньги-список смял-перевесили бусы из индийского океана. Непонятно,
как и почему Глаша вышла замуж за этого дурика Костю (Никита Подгорный),
что ее заставило? Неужели любила? Элина Быстрицкая не подходит на эту
роль. Тут нужна была молодая актриса, на мой взгляд в меру глупенькая,
а Быстрицкая смотрится зрелой, волевой. Как она могла поверить этому старикашке
Придорогину (Виктор Чекмарев), что, не уехав она с мужем, он расправится
с Алексеем? Да кто он такой, в чем его сила? Что он главарь какой-то банды?
Ну уголовник, отсидел и что? Нет бы все рассказать Алексею, она, типа
муж вернулся, нужно мне с ним ехать. Куда ехать, зачем? Муж сбежал с тюрьмы,
его скоро поймают и отправят досиживать. В общем-глупо смотрится. У меня
вызывает это недоумение! И если бы Костю не арестовали, так бы и уехала
с ним, типа Алексея спасая. Просит Алексея уехать со стройки. Тот не поймет
в чем дело? В общем глупая какая-то недосказанность. В последних кадрах
смотрит на мужа с сожалением-Прощай Костя! И пошла искать Алексея. Все
само-собой случилось. Как надо ветер дунул! Федор Ильич Караваев (Николай
Волков)-почему так долго искал сына, что ему мешало раньше приехать в
эти края? Прошло 25 лет со дня рождения его сына, что за все это время
не мог приехать? Тоже непонятно. Простудился, заболел, чуть ли не помирает,
но как услышал о сыне, болезнь как рукой сняло, помчался на встречу. Да,
встреча с предполагаемым сыном Костей-была тяжела. Даже хорошо, что его
сын умер при рождении, чем обрести такого сыночка. Как Костя начал мечтать
как будет жить в Москве. Но нужно отдать должное, любит свою приемную
мать. «Мамочка, я все для вас, мне ничего не нужно!». Никита Подгорный
очень хорошо сыграл Костю, даже удивилась его перевоплощению, ну такой
проныра. Как стащив чемодан на пароходе, он начал обвинять пострадавшего
мужика. «А кто ты такой? Как твоя фамилия? А борода настоящая?». Он где-то
и вызывает симпатию, не злобливый, добрый, не наглый, спас человека, но
сбился с пути с такой пьяницей мамашей и дядей. Как он обрадовался, что
о нем написали в газете, вот и скрываться ему нужно, но и радость распирает.
И непонятно, почему буфетчик ему помог с одеждой? Они что бывшие товарищи?
Интересно сыграна роль ювелира Владимиром Покровским, он так таращит глаза,
убеждает, прямо гипнотизер! Обратил внимание как уютно в общежитие у Алексея,
шторки на окнах симпатичные. Ребята все в пиджаках, даже кожаная куртка
имеется, после работы все заняты делами-кто учится, кто спортом заниматься.
И смотря такие фильмы-думаешь, в те годы люди жили как бы коммуной, дружно-все
вместе на работу с работы, по каким-то делам. Мне кажется, так и было,
вспоминая свою маму, меня всегда тянет именно в 1960-е годы, как там было
хорошо, хотя была еще маленькая, но так было уютно, дружно, весело!
В 1960-е годы фильм прошел в кинопрокате довольно быстро и незаметно,
рецензия на него в «Советском экране» была отрицательной, и из нее было
даже непонятно, о чем фильм. Теперь, когда фильм доступен в интернете,
просмотрел его, и думаю, что его уровень в лучшем случае средний, стилистика
устарела во многом. В сюжет намешали и производственные проблемы, и тему
сталинских репрессий, и мелодраму. Однолинейные и плакатные положительные
герои, переизбыток коммунистического пафоса и прочие приметы кино хрущевского
периода. Зато интересно посмотреть на отрицательных, из который запомнился
Виктор Чекмарев в роли Придорогина и особенно Никита Подгорный в роли
обаятельного жулика Кости Королькова. После просмотра фильма я подумал:
Какой бы у Подгорного мог получиться Остап Бендер! Кстати, в той давней
рецензии отметили именно игру Подгорного и еще Софьи Фадеевой в роли приемной
матери Кости. А Быстрицкая не впечатлила. Ее игра показалась мне слишком
театральной, с надрывом. И выглядит, по-моему, старше лет на десять, чем
нужно для роли молодой героини, которой, наверное, не больше 25 лет.
Николай Волков (настоящая фамилия Агуров, 1902-1985)-заслуженный артист
Украинской ССР (1956). Когда Николай Николаевич и его брат Евгений оба
стали актерами в Одесском театре русской драмы, они решили бросить жребий,
кому брать псевдоним. Выпало-Николаю. Так появилась фамилия Волков и пошла
актерская династия Волковых. На сцене он начал выступать с 1921 года,
окончил Бакинскую театральную студию. Работал актер в театрах Баку, Казани,
Перми, Иванова, а в 1933 году пришел в труппу Одесского русского драматического
театра имени А. И. Иванова. В течение двадцати лет играл в театре-в одесском
и на многих других периферийных сценах. Во время войны оказался на Ташкентской
киностудии. Интересно выступил в нескольких работах студии, особенно в
картине Якова Протазанова «Насреддин в Бухаре». После войны вернулся в
Одесский театр, в кино почти не снимался. И, возможно, кинематограф так
и остался бы коротким эпизодом в жизни театрального актера Николая Волкова,
если бы не случай: в 1956 году на «Ленфильме», перебирая возможных исполнителей
главной роли в картине «Старик Хоттабыч», прокрутили ролик из старой протазановской
ленты, и звездочет Хуссейн-Гуслия стал волшебным стариком Хоттабычем.
А дальше актерская судьба Николая Николаевича Волкова круто меняется.
Фильмы следуют один за другим с такой интенсивностью, что в скором времени
Волкову приходится совершенно оставить работу в театре. В числе фильмов
с его участием есть комедии, исторические и военные ленты, детективные
и фантастические картины-романтическая фантазия Александра Птушко «Алые
паруса», комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс», историческая лента
Юлия Карасика «Шестое июля», героическая комедия Виталия Мельникова «Начальник
Чукотки», приключенческий фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата»,
фантастическая картина Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли». Однако
наибольшую известность, благодаря своеобразным сатирическим портретным
характеристикам, приобрели созданные Николаем Волковым образы Гусейна-Гуслия
в комедийном фильме «Насреддин в Бухаре», поставленном Яковом Протазановым,
Уилльям Питт в исторической дилогии Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», «Корабли
штурмуют бастионы» и Хоттабыч в картине «Старик Хоттабыч», снятом Геннадием
Казанским по книге Лазаря Лагина. Умер незаурядный актер осенью 1985 года,
и последний фильм с участием Николая Волкова-старшего вышел на экраны
уже после его смерти. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве
(участок № 9).