Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Нужен привратник

1967, 69 мин., «Молдова-фильм»
Режиссер Георге Водэ, сценарист Владимир Иовицэ, композитор Евгений Дога
В ролях Нина Водэ-Мокряк, Михай Волонтир, Михай Курагэу, Иван Тодоров, Ион Шкуря, Мария Кибзи

По сказке Иона Крянгэ «Иван Турбинкэ» о необычайных приключениях солдата царской армии. По завершении 25-летнего срока воинской службы добрый по натуре Иван отдал двум нищим весь свой армейский заработок-два рубля. Он не подозревал, что этим самым отблагодарил щедростью своей души самого Бога и Святого Петра, принявших облик нищих. Те, покоренные благородством и кристальной честностью Ивана, пригласили его на службу, да не какую-нибудь, а в качестве стражника райских врат…
Трудно стало святому Петру нести службу у райских ворот: желающих попасть туда становилось все больше. Приняв человеческий облик, он спускается вместе с Богом на землю искать привратника. Всем хорош солдат Иван-и добрый, и веселый, только выпить любит. Однако службу у райских ворот несет строго-даже Смерть не пускает к Богу без доклада. Вскоре солдат влюбляется в прекрасную Ангелицу. Апостолы наказывают за это Ивана розгами, и Господь повелевает ему умереть…
Отслужив свои 25-лет воинской службы в царской армии, добрый по натуре русский солдат Иван весь свой армейский заработок-два рубля отдал двум нищим, в облике которых были сам Бог и Святой Петр-они спустились на землю, чтобы найти второго стражника у райских врат-Святому Петру, из-за наплыва желающих попасть в рай, стало сложно одному. Так солдат Иван попадает стражником к вратам рая, и службу несет строго-даже Смерть не пускает к Богу без доклада. Добрый и веселый, хоть и любитель выпить, Иван приходится ко двору. Но вдруг он влюбляется в прекрасную Ангелицу. Апостолы наказывают за это Ивана розгами, а он все-таки не отказывается от любви. Но любить может только человек, а не бессмертный стражник, и Бог повелевает Ивану умереть…
В фильме «Нужен привратник» рассказана история русского солдата. После 25-летней службы в русской армии ему, наконец, была дарована свобода, от которой он отвык и которая никак не связывает его с жизнью; у него нет ни крова, ни родных…В этой экстремальной, драматической ситуации герою необходимо обладать огромным жизнелюбием и смелостью, чтобы ее преодолеть. Уже в первом эпизоде фильма мы знакомимся с жизнелюбивым Иваном Турбинкэ, который, несмотря на многолетнее изгнание, не боится жизни, смело бросается в ее водоворот. Вначале он попадает в ад, затем в рай, вступает в единоборство со Смертью. Намытарившись вдосталь, познав «рай» и «ад», Иван Турбинкэ осознает свою миссию на земле-быть Человеком. Эта история рассказана в фильме с жизнеутверждающим пафосом, верой в простого человека. В современных румынских источниках утверждается, что фильм был «запрещен коммунистическими властями из-за его религиозного содержания и был доступен к просмотру только после распада советского режима», а в современной румынской критике фильм назван «сдержанной сатирой советского давления на местное население» в котором сценарист отразил «иронию, направленную на руководящие принципы социалистического реализма». Однако, такие утверждения не соответствуют действительности. Фильм не был запрещен-он вышел в прокат (в том числе известно, что демонстрировался в Ленинграде), хотя и в небольшом числе копий, что объяснялось его жанром фантасмагории. При СССР фильм получил в 1968 году сразу три приза на межреспубликанском кинофестивале 1968 года в Риге, в том числе «За лучшую комедию» и «За лучшую экранизацию». Одной из самых интересных на фестивале оказалась картина известных молдавских кинодокументалнстов В. Иовице и Г. Водэ «Нужен привратник», созданная по мотивам молдавского фольклора-их дебют в художественном кино. Материалы о фильме публиковались в ведущих изданиях Молдавской ССР-так журнал «Кодры» за 1981 год называл фильм удачной экранизацией («почти сценичной стала сказка И. Крянгэ «Иван Турбинка»-после кинопостановки «Нужен привратник» Георге Водэ и Влада Иовицэ»), а журнал «Коммунист Молдавии» за 1982 год назвал фильм «Одним из очень показательных примеров обогащения актерского творчества, сплавом национального и интернационального». Несмотря на фольклорность, фильм был известен и за пределами Молдавской ССР. Скоро выйдет на экраны страны сатирическая кинокомедия «Нужен привратник». Это режиссерский дебют молдавского писателя Георге Водэ и сценариста Влада Иовицэ. Герой фильма-русский солдат Иван. Образ русского солдата сохранился в устном творчестве молдавского народа как образ воина-освободителя, всегда приходящего на помощь людям труда, готовый делить с ними и радость, и горе. При этом запрет фильма якобы из-за его религиозного содержания невозможен-экранизируемое произведение написано в 1878 году, его автор-бывший дьякон, был лишен сана румынскими церковными властями, и сказка про русского солдата Ивана является полемичной сатирой на религию, в том же ключе решен и фильм. Образ Ивана Турбинкэ олицетворяет в себе протест народа, веками пребывавшего в плену собственных предрассудков: боязни перед богом, чертом, смертью. Иван-земной человек, вступающий в борьбу со всем, что мешает жизни. Эту жизнеутверждающую силу героя превосходно передает актер М. Волонтир. Сама фактура актера говорит об этом: коренастая, сильная фигура, светящиеся жизнелюбием глаза, уверенные жесты, пружинистый шаг, веселый нрав. Фильм привлекает отсутствием ханжества-в нем здоровый инстинкт человека к полнокровной жизни не подавляется, а откровенно признается. Сила Ивана Турбинкэ как раз в этом и состоит, что он человек земной, со всеми присущими человеку достоинствами и слабостями. Слаб, но и велик. Эту диалектику, свойственную произведению И. Крянгэ, и стремились воплотить авторы фильма, раскрывая правдивый образ народа. При этом необходимо учитывать и полемическое заострение-в противовес райскому ханжеству выдвигается торжество здоровой человеческой природы. В силу особой обобщающей выразительности изобразительного ряда (оператор П. Балан) Иван Турбинкэ становится не просто индивидуальным героем, а как бы концентрирует в себе основные черты человека из народа.