Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 


Одна среди людей

1973, 93 мин., «Узбекфильм»
Режиссер Камил Ярматов, сценарист Михаил Мелкумов, композитор Румиль Вильданов
В ролях Сайрам Исаева, Баба Аннанов, Анвара Алимова, Абдужалил Бурибаев, Тургун Азизов, Бимболат Ватаев, Ташходжа Ходжаев, Вахаб Абдуллаев, Аббас Бакиров, Наби Рахимов, Бахтиер Ихтияров, Туган Реджиметов, Джавлон Хамраев

О трагической судьбе выдающейся узбекской поэтессы и общественной деятельницы девятнадцатого века Махларайим Надиры (1792-1842), которая была матерью правителя Коканда. Рассказ о Надире, выдающейся узбекской поэтессе первой половины прошлого века. Плетут на экране подлую паутину заговоров и интриг сильные мира сего и их приспешники. Они считают пригодными любые средства-предательство, измену, убийство из-за угла-лишь бы это обеспечило устранение неугодных, содействовало собственному возвышению, богатству, славе. Кто же и против кого борется в фильме? Оказывается, одна из сторон-сам эмир Насрулла, грозный и могучий властитель Бухары. А его главный противник-отнюдь не воинственная, а скромная, талантливая женщина. Но ее стихи для него страшнее всякого оружия, ибо Надира обличала в них зло насилия, мракобесие и произволу правителей противопоставляла призыв к гуманизму, утверждала право каждого на человеческое достоинство. Песни ее, проникнутые духом свободы, зовущие к борьбе за счастье, распевал простой народ. Надира сама была представительницей феодальной знати, сын ее, недалекий и слабовольный Мухаммед-хан, сидел на троне Кокандского ханства. Значит, надо уничтожить, стереть с лица земли этот «очаг вольнодумства». И во имя расправы с Надирой эмир бухарский готов подвергнуть разорению этот край, сделать своими рабами его жителей. Мы видим Надиру и в периоды активной борьбы, вмешательства в политическую деятельность сына, и в часы тяжелых раздумий, и в попытках установить связи с группами повстанцев, с их руководителем Усто Каландаром , и в кульминационный момент ее счастливой и трагической судьбы: она гибнет на эшафоте во имя спасения пятисот заложников, захваченных победившим эмиром. И тогда в последний раз звучат ее взволнованные и возвышенные стихи. Во всех этих эпизодах актриса Сайрам Исаева находит нужные краски, чтобы, передавая психологическое состояние своей героини в данный момент, в данных условиях, в то же время оставаться верной основному «зерну» образа, дает нам почувствовать, что Надира остро ощущает свое горькое и неразделенное одиночество, понимает преждевременность и обреченность своих усилий. Но иначе поступить не может...
Махларайим Надира (1792-1842)-узбекская поэтесса, классик кокандской (узбекской) литературы, дочь правителя Андижана, жена Умар-хана (Омара), правителя Коканда, поэта, покровителя поэтов и ученых. Наряду с Увайси и Махзуной является представительницей кокандской женской поэзии. В ее честь назван кратер Надира на Венере. Надира-хон родилась в 1792 году в семье правителя Андижана из узбекского рода минг. В юности получила прекрасное образование в области истории и литературы, блестяще владела не только родным-узбекским, но и персидско-таджикским языками. Будучи женой правителя Кокандского ханства Умар-хана (Омара) большую часть жизни поэтесса провела в Коканде в придворных кругах, в среде любителей и покровителей литературы, участвуя в поэтических состязаниях со своим мужем-поэтом, писавшим под тахаллусом Амири. Умар-хан (Омар) умер в 1822 году, когда Надире было тридцать лет. Она стала опекуном своего 12-летнего сына Мадали-хана (Мухаммед-Али), вступившего на престол. В это время Кокандское ханство занимало наибольшую площадь. Надира писала под тахаллусами (псевдонимами) Надира-на узбекском языке, Камила или Макнуна-на персидско-таджикском языках. В исторических и литературных сочинениях современников Надиры (Хакимхана, Хатифа, Мушрифа) имеются сведения о том, что поэтесса принимала деятельное участие в общественной и культурной жизни как покровительница искусств. Надира оказывала содействие развитию наук и литературы, участвовала в строительстве зданий медресе, караван-сараев, торговых рядов. Особым ее доверием и дружбой пользовалась поэтесса Увайси, наставница ее детей. Вся жизнь Надиры и ее творчество проникнуты сочувствием к угнетенным, заботой о просвещении народа. Она высоко ставила роль литературы в духовной жизни общества. В своем творчестве, как и другие поэты того времени, Надира во многом опиралась на гуманистическое наследие основоположника узбекской литературы Алишера Навои. Надира создавала стихи как на узбекском, так и на персидско-таджикском языках. В ее рукописных диванах встречаются различные жанры лирики-газели, мухаммасы, мусаддасы, мусамманы, тарджибанды и другие. Есть у Надиры и несколько «Песен разлуки». Ее стихотворный диван-гимн любви, верности и честности. Находясь под определенным влиянием суфийских кругов, для своего времени Надира была весьма прогрессивна, она ощущала себя прежде всего Человеком, активно призывала видеть в женщине не только красоту, но и ценить ее ум, чувства, достоинство. В ее стихотворных диванах высокая любовь воспевалась как символ человеколюбия, как основа нравственности. Надира писала: «Человек без любви-не человек, Если ты человек-предпочти любовь». Основные произведения Надиры получили широкую известность в народе и включались во многие сборники XIX-XX веков. Жизнь Надиры оборвалась трагически. В результате похода бухарских войск в 1842 году поэтесса, вместе со своими сыновьями-Мухаммед-Али и Султан-Махмудом была зверски убита бухарским эмиром или эмиром-мясником Насруллой, присоединившим Кокандское ханство к Бухарскому эмирату.