История создания художественного шедевра-«Пляски смерти»
художника Бернта Нотке, творившего на границе эпох поздней готики и начала
Реставрации, и находившегося в Таллинне, в соборе Святого Николая…
Бернт Нотке (1435-1509)-немецкий художник и скульптор. Наиболее известна
его скульптурная работа «Святой Георгий и дракон». Оригинальная «Пляска
смерти» в любекской Мариенкирхе была разрушена во время Второй мировой
войны, сохранилась только довоенная черно-белая фотография. Авторские
версии этой работы в Стокгольме и в церкви Святого Николая в Таллинне
сохранились, как и его алтарь там же, в церкви Святого Духа. Нотке работал
над убранством Любекского собора и создал для него в 1477 году 17-метровый
триумфальный крест. Его алтарные работы находятся также в Нидерландах,
Дании и Норвегии. Любекская «Пляска смерти»-монументальный живописный
фриз, украшавший церковь Святой Марии (Мариенкирхе) в Любеке. Создан около
1463 года и обычно приписывается Бернту Нотке. В 1701 году сильно поврежденный
оригинал был заменен на тщательно выполненную копию, сделанную Антоном
Вортманном. Одно из самых известных произведений изобразительного искусства
на мотив «пляски смерти». Безвозвратно разрушен в 1942 году во время бомбардировки
Любека. В отличие от большинства подобных произведений, «Пляска смерти»
была написана не на стене церкви, а на холсте. Фриз тянулся по помещению
непрерывной полосой около 30 метров в длину и 2 метров в высоту и изображал
(в натуральную величину) цепочку из двенадцати пар горожан, ведомых Смертью.
Каждый персонаж символизировал занимаемое им место в социальной иерархии:
среди изображенных были император и императрица, епископ, герцог, рыцарь,
ростовщик, судебный пристав, доктор, купец, монах, крестьянин и другие.
Изображения сопровождались стихотворными строчками на средненижненемецком
языке, в которых герои «описывали» свою смерть. Предполагается, что поводом
к заказу фриза стала вспышка чумы, произошедшая в городе в середине века.
В 1701 году настоятель Мариенкирхе принял решение заменить «Пляску смерти»
1463 года копией, так как оригинал находился в очень плохом состоянии.
Задача была поручена церковному художнику Антону Вортманну. Считается,
что выполненная им копия была достаточна близка к оригиналу. Стихи на
средненижненемецком, в это время уже малопонятные прихожанам, были заменены
барочными строфами на классическом немецком, написанными Натаниэлем Шлоттом.
Оригинальный текст, однако, был записан настоятелем церкви «на память
и в честь древних». Фриз был разрушен в 1942 году во время бомбардировки
Любека. Восстановлению он не подлежал, но в отремонтированной и вновь
открытой после войны Мариенкирхе разместили два витража на сюжет «пляски
смерти», выполненные Альфредом Малау. В таллиннской церкви Святого Николая
выставлена «Пляска смерти» из тринадцати фигур, очень близкая любекской.
Ранее предполагалось, что это фрагмент оригинальной «Любекской пляски
смерти», каким-то образом оказавшийся в Таллинне, но сейчас считается,
что это самостоятельное произведение, выполненное тем же художником (предположительно
Бернтом Нотке) по индивидуальному заказу.