Молодой человек, став обладателем удивительного и странного дара-способности судить людей и карать их силой собственного духа, так и не воспользовался этим даром. Герой фильма Владимир не удостаивается апофеоза, а терпит крах и погибает, восстав против лжи и фальши. Герой фильма не праведник, но маг читает книгу дореволюционного издания о колдовских обрядах африканцев, особенно интересуясь разделом «Как убить живого человека». Себя юноша объявляет ангелом истребления-тем, «кто силой, данной свыше, истребляет зло». В картине оно персонифицировано народным артистом Фроловым, играющим роль балтийца Федора в спектакле «Революционный крейсер». Спектакль этот-придуманная авторами ленты пародия на многочисленные в прошлом пьесы о балтийских моряках, которые вдохновенным своим порывом ниспровергают старый мир. Попав в гримерную Фролова, Владимир, волнуясь, заявляет с выстраданной проникновенностью, что и спектакль, и театральная традиция официального искусства, воплощенная Фроловым, есть ложь. Всякое время создает свой театр-не только тот, о котором сказано у Шекспира «Весь мир театр. В нем женщины, мужчины-все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль»-но и театр в узком смысле-как отражение жизни, придуманное драматургом и разыгранное лицедеями-профессионалами. Театр, воплощаемый Фроловым-коллективное творение сталинизма и эпохи застоя. Восстав против него, Владимир восстает и против времени, такой театр породившего. Оно и его творение живучи несколько раз в фильме Фролов вещает с экрана телевизора, что молодежи как никогда нужна революционная тема, поскольку произошла девальвация ценностей. Магия, которую Владимир избирает в качестве оружия, основана на вере в универсальную энергию, пронизывающую космос. Если придерживаться представлений африканцев, о которых читает юноша, то у суданских бамбара эта энергия называлась «ньяма». Каждое живое существо и вообще любой предмет обладают жизненной силой, как бы собственной, отдельной частичкой «ньямы». Магические обряды позволяют колдуну воздействовать на эту индивидуальную частичку, а через нее-на космическую энергию ради достижения желаемых целей и свершения нужных действий. В одной из сцен по зову Владимира, до предела мобилизовавшего свою жизненную силу, подымаются мертвецы из могил. Мобилизация его надломила-в следующей сцене больной Владимир лежит в постели. Ему сообщают, что внезапно скончались директор и главный режиссер театра, в котором служит Фролов; антагонист героя занимает их должности, как бы сосредоточив в своих руках всю полноту театральной власти. «Ньяма» сталинизма и застоя оказалась куда более активной, чем попытка юного бунтаря противодействовать ей. Оттого закономерна его гибель в финале…