О борьбе польских рабочих-коммунистов с профашистским
режимом в Польше. На одном из польских заводов вспыхнула забастовка. Коммунисты
призвали рабочих не поддаваться на уговоры социал-фашистов. Градом камней
встретили забастовщики полицию. В ответ на это генерал Гайда Гайдовский
отдал приказ о том, что всякие попытки к мятежу будут караться расстрелом.
Во время полицейского налета на рабочие квартиры в числе других был схвачен
и коммунист Кошкевич. Исполненный мужества и воле к борьбе предстал он
перед фашистскими палачами. Ни слова не проронил до полусмерти избитый
Кошкевич. И когда оборвалась песнь комсомольцев, идущих на расстрел, ее
подхватил глухой, срывающийся голос старшего товарища. Вскоре вся тюрьма
сотрясалась от раскатов мощной революционной песни. Голоса заключенных
слились с голосами восставших рабочих. Слабеющей рукой оторвал Кошкевич
окровавленный лоскут и выставил его сквозь решетку тюремного окна на улицу
как знамя борьбы и близкой победы…
Первая роль в кино Георгия Милляра (генерал Гайда-Гайдовский). Георгий
Францевич Милляр (урожденный де Милье; 1903-1993)-советский актер, народный
артист РСФСР. Получил широкую известность благодаря образу Бабы-Яги и
нескольких других отрицательных персонажей в фильмах-сказках режиссера
Александра Роу. Снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать
ролей. Вне сказок снимался в основном в эпизодических или второстепенных
ролях, дублировал и озвучивал мультфильмы, а также советские и зарубежные
фильмы. Родился года в Москве. Его отец-Франц де Милье, французский инженер-мостостроитель,
уроженец Марселя, приехавший в Россию на работу. Мать-дочь иркутского
золотопромышленника Елизавета Алексеевна Журавлева. Его отец скончался
в 1906 году в Ялте, когда сыну не исполнилось и трех лет. Тем не менее,
детство мальчика проходило в роскоши. Он воспитывался гувернантками-француженками,
изучал языки, музыку, много читал. Еще до начала Первой мировой войны
вдова де Милье переехала из Москвы в Геленджик, опасаясь нарастающих в
стране волнений. После революции 1917 года семья осталась без родных и
денег, дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира
была превращена в коммунальную, где семье де Милье отвели лишь одну комнату.
Впоследствии он сменил фамилию, чтобы не афишировать свое аристократическое
происхождение. Знание иностранных языков Георгий всю жизнь не указывал
в анкетах, хотя свободно владел французским и немецким. После окончании
обучения в школе он был принят на работу в геленджикский театр бутафором,
но, мечтая о сцене, учил все роли. Дебют актера состоялся в спектакле
«Золушка». Актриса, игравшая заглавную роль, заболела, и сам актер ее
подменил. Неожиданный дебют прошел удачно, и он стал в случае необходимости
подменять актеров. Так в 1920 году с женской роли началась актерская карьера
Георгия. В 1924 году он уже стал известным провинциальным актером и поступил
в Школу юниоров при Московском театре Революции. Преподаватели настороженно
отнеслись к юноше из-за его непривычной для актера внешности и проблем
с дикцией. Несмотря на успех в театре, Георгий продолжал мечтать о карьере
в кино. Однако первые его обращения в киностудии, в том числе и к Александру
Роу, не увенчались успехом. Позже Роу вспомнил об этом актере и предложил
ему роль в экранизации сказки «По щучьему велению» (1938), своем первом
самостоятельном фильме. В этом фильме актер сыграл роль царя Гороха, и
зрители увидели вздорного, злого дурака, облаченного в царские одежды.
Ради этой роли актеру пришлось сбрить брови и волосы на голове, что вызвало
шок у родственников. Картина была тепло принята критиками и аудиторией,
и Роу сразу же получил заказ на следующую киносказку. Между режиссером
и актером завязалась многолетняя дружба. Роу снимал Георгия во всех своих
фильмах, часто одновременно в нескольких ролях. Наиболее характерным для
него образом стала героиня русских сказок Баба-Яга. Впервые в образе Бабы-Яги
актер предстал в фильме-сказке «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально
на роль Бабы-Яги пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская,
но Роу не мог подобрать подходящей кандидатуры и обратился за советом
к самому актеру. Образ получился настолько пугающим, что присутствующие
на съемках дети при виде актера разбегались. Фильм снимали в сильную жару.
Актеру пришлось больше двадцати дублей съезжать из печки по желобу, который
из-за жары нагрелся так сильно, что актер получил ожог. В 1944 году Милляр
исполнил роль Кащея Бессмертного в одноименном фильме. Он играл практически
без грима, используя свое крайне худощавое телосложение и знаменитый голос.
Вначале он отказывался от роли, говорил, что не справится с ней, но позже
все же согласился. При подготовке к съемкам актер обошел оставшиеся в
Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали черта. Фильм
снимался во время Великой Отечественной войны, и киностудия была эвакуирована
в Душанбе, где накануне съемок в условиях недоедания и антисанитарии актер
перенес малярию, вследствие которой весил во время съемок всего 48 килограммов.
Как и Баба-Яга в первом фильме с участием актера, Кащей стал устрашающим
персонажем. Даже лошади, на которой скакал актер, пришлось завязать глаза,
иначе она отказывалась подпускать его к себе. Премьера фильма состоялась
9 мая 1945 года, и Кащей стал для зрителей олицетворением побежденных
на войне нацистских сил. Сам режиссер хотел видеть в персонаже аллюзию
на Гитлера. После этого фильма актер, по его словам, стал «официальным
представителем нечистой силы в кинематографе». В ноябре 1965 года Георгий
получил звание заслуженного артиста РСФСР. После смерти Роу в 1973 году
актер снимался во второстепенных и эпизодических ролях. Кончина режиссера
Роу стала ударом для многих членов актерской команды, раз за разом снимавшихся
в его фильмах. В 1988 году он был удостоен звания народного артиста РСФСР.
Скончался Милляр 4 июня 1993 года в Москве от воспаления легких, тихо,
во сне, не дожив нескольких месяцев до 90-летнего юбилея. По воспоминаниям
друзей и коллег, Милляр был эрудированным, веселым, легким в общении человеком,
любил детей. Милляр любил анекдоты. Любил выпить, но не злоупотреблял
алкоголем, хотя и регулярно проносил горячительные напитки на съемки.
Для этого часто использовал различные ухищрения, например, договаривался
с продавщицей, чтобы она подливала алкоголь в бидоны с молоком. Настороженно
относился к советской власти, в частности, из-за отнятого в детстве богатства.
Георгий Милляр был верующим человеком, вместе с женой часто посещал церковь.
Незадолго до смерти попросил священника исповедать его. До пожилого возраста
Милляр не состоял в браке, жил вместе с матерью в коммунальной квартире.
Однако в 22 года Георгий Милляр женился на некоей актрисе Московского
театра Революции, но брак распался после того, как актер узнал, что жена
ему изменяет. Решив, что с ним «что-то не так» как с мужчиной, он обследовался
у врача и получил диагноз: «Как мужик ты замечательный. А вот детей у
тебя никогда не будет». Милляр в расстроенных чувствах вернулся домой,
где жена радостно сообщила ему, что беременна. В ответ Милляр рассказал
жене о своем визите к доктору, посоветовал ей уходить к отцу ребенка и
подал на развод. В 1969 году, после смерти матери, 65-летний актер по
совету Роу женился на своей 59-летней соседке по квартире Марье Васильевне
(1909-99), работавшей в охране одного из министерств. Ее муж погиб на
войне, она одна вырастила троих детей. Когда Милляр сделал ей предложение,
она попыталась отказаться: «Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не
нужны!». На это Милляр уверенно возразил: «А я не мужчина, я-Баба-Яга».
Свадьбу отмечали во время съемок картины «Варвара-краса, длинная коса»
на берегу Москвы-реки. Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную
квартиру на окраине Москвы.