Лирическая музыкальная комедия, основанная на любовном
недоразумении. Этот фильм, который считают одной из лучших комедий советского
кинематографа, был закончен накануне войны-летом 1941 года, но оказался
«на полке»-по «идейным» соображениям: офицер Красной армии не должен становиться
персонажем водевиля-решило начальство. Выпущенная на экраны в январе 1945
года, кинолента вызывала у зрителей ностальгию по довоенному времени и
была принята «на ура». Сама история сильно напоминает французские водевили
конца 19 века, но авторы фильма наполнили его поэзией среднерусского пейзажа,
поразительными деталями советского быта, симфонией дождя, полифонией голосов,
песнями Юрия Милютина на стихи Евгения Долматовского. Сюжет строится вокруг
двух сестер, абсолютно разных, но одинаково влюбленных. Одна-серьезный
математик, другая легкомысленная стрекоза. Галина полностью поглощена
наукой. К ней неравнодушен Глеб-ее коллега по научной работе. Сестре Галины-Шуре
симпатичен молодой военный Петр Колчин, который интересуется, по началу,
лишь научными трудами Галины…Жизненные перипетии, смешные и сложные ситуации,
интриги, слезы, радость, но все строится вокруг одного-любви. Картина
наполнена оптимизмом, легкостью и добром…
Количество зрителей в СССР-19, 5 миллионов человек.
Фильм «Сердца четырех» режиссер Константин Константинович Юдин (1896-1957),
известность которому принесла комедия «Девушка с характером» (1939) с
Валентиной Серовой в главной роли, снял еще до начала войны. Но на экраны
он вышел только в 1945-м, поскольку партийные идеологи посчитали его «пустым
и низкопробным». Пожалуй, это наиболее характерный пример того, как официальная
критика (даже спустя годы, в 1973 году, во втором томе «Истории советского
кино» этот фильм назван «наиболее слабой комедией») и зрители имели на
одно и то же произведение полярные точки зрения. Юдин еще снимет «Близнецы»
(1945), «Смелые люди» (1950), «Заставу в горах» (1953), «Шведскую спичку»
(1954), «На подмостках сцены» (1956). Юдин скончался в 1957 году на съемках
фильма «Борец и клоун» об артисте цирка А. Дурове и борце И. Поддубном.
Фильм заканчивал режиссер Б. Барнет. В этой лирической музыкальной комедии
любовная тема выписана изящно и несколько иронично-словно в математическом
тождестве, влюбленные пары распадаются, чтобы затем соединиться по-другому.
Но, несмотря на веселые недоразумения, заставляющие зрителей смеяться
и сочувствовать героям, которых играют к тому же популярные и любимые
артисты, не нарушается главный принцип комедии-счастливый финал. Фильм
отражал свое время: довоенную «велосипедную» Москву, моду на креп-жоржетовые
платья, фасоны которых женщины копировали с нарядов любимых актрис, кудряшки
«шестимесячной» завивки (под Целиковскую). Людмила Васильевна Целиковская
(1919-1992) была мечтой нескольких поколений. Ее фотографии солдаты носили
в кармане гимнастерки, ей рукоплескали во время выступлений на фронте
и в лазаретах, ее веселые фильмы-«Воздушный извозчик», «Антон Иванович
сердится», «Близнецы», «Беспокойное хозяйство» и др. смотрели бессчетное
число раз. Однако Сталину она не приглянулась за то, что не рвалась в
число «приближенных». Он собственноручно, со словами: «Царицы такими не
бывают!»-вычеркнул ее из списка на Сталинскую премию за фильм «Иван Грозный».
Она жила сердцем, а не умом и всегда находилась в некой оппозиции по отношению
к власти. И когда ушла от успешного и всеми любимого Михаила Жарова к
опальному архитектору Каро Алабяну, забросила карьеру, выхаживая больного
сына, и потом, став на двадцать лет не только супругой, но и другом главного
режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. До конца жизни она играла в
Театре имени Вахтангова. Снялась также в фильмах «Повесть о настоящем
человеке» (1948), «Мы с вами где-то встречались» (1954), «Попрыгунья»
(1955), «Много шума из ничего» (1956), «Семья как семья» (1970), «Дамы
и гусары» (1976), «Лес» (1980), «Невероятное пари, или Истинное происшествие,
благополучно завершившееся» (1984). Самойлов Евгений Валерьянович (1912-2006)
виделся символом своего времени-сейчас сказали бы секс-символом-идеалом
мужчины и офицера, надежного защитника. Самойлов за свою долгую жизнь
в кино и театре сыграл много ролей и умел даже «плакатных» героев (таких,
как Щорс, Фрунзе и др.) наделять своим обаянием и присущим ему юмором.
Играл в фильмах: «Светлый путь» (1940), «В шесть часов вечера после войны»
(1944), «Адмирал Нахимов» (1947), «Герои Шипки» (1955), «Неоконченная
повесть» (1955), «Крушение эмирата» (1955), «К Черному морю» (1957), «Олеко
Дундич» (1958), «Ватерлоо» (1970), «Они сражались за Родину» (1975), «Берег
его жизни» (1984), «Борис Годунов» (1986), «Осада Венеции» (1991) и др.
Валентина Васильевна Серова (1917-1975), уже сыгравшая у Юдина в «Девушке
с характером» (1939) свою звездную роль, после этого фильма вознеслась
на гребень славы. У нее будет все: известный и обласканный властью муж-Константин
Симонов, фавор у правителей, огромная запретная любовь к Рокоссовскому,
сломавшая ее жизнь, сделавшая алкоголичкой. Она лишится семьи, работы
и умрет в нищете. Самые известные фильмы с ее участием: «Строгий юноша»
(1936), «Жди меня» (1943), «Заговор обреченных» (1950), «Бессмертный гарнизон»
и др. На пробы этого фильма Серова прихватила за компанию подругу-актрису
Ирину Мурзаеву, у которой отношения с кино никак не складывались. Та собиралась
просто тихо посидеть в сторонке, но с первого взгляда настолько понравилась
режиссеру, что он с ходу придумал для нее небольшую роль манерной соседки-маникюрши
Тамары Спиридоновны, сделавшую Мурзаеву известной и открывшую ей путь
на экран. Картина ярко высветила парадокс 1930-40-х годов, когда, несмотря
на волны арестов, чисток, кампаний травли и стукачества, люди влюблялись,
страдали, надеялись на взаимность, жили в предвкушении счастья и пели
«Все стало вокруг голубым и зеленым». По прихоти чиновников фильм на насколько
лет оказался отлученным от заслуженного успеха, но, показанный в преддверии
Победы, не только не потерял для зрителя притягательности, а, наоборот,
вместе с ностальгической грустинкой по довоенному счастливому времени,
приобрел ее сто крат. Поэтому, несмотря на отсутствие официальных наград,
эту картину всегда любил народ. Сегодня «Сердца четырех» (наряду с «Актрисой»)-чемпион
по количеству показов по телевидению.