Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
Иван Бровкин не пользуется уважением в родном колхозе,
хотя дочь председателя к нему явно не равнодушна за гармонь и имитации
соловьиных трелей. Противный бухгалтер, мерзкий интриган и подлец, также
имеет интерес к дочери начальства. Непутевого, но обаятельного парня назначили
пасти свиней, а те поели общественную рассаду. Все это очень расстраивает
и его девушку, и маму. После утопления грузового автомобиля в местной
речушке председатель хочет выгнать сына своего друга-фронтовика. Но тут,
слава Богу, забривают Ваню в армию, где смышленый и живой юноша после
массы забавных недоразумений и приключений становится хорошим артиллеристом
и даже получает отпуск, чтобы разобраться с негодяем «умственного труда»,
что перехватывал его письма дочери председателя…
Вероятно, и сами создатели фильма не ожидали, что на долю этой в общем-то
незатейливой комедии выпадет такой сумасшедший успех-1-е место в прокате
(40, 4 миллиона зрителей). Драматург Георгий Мдивани придумал немудреную
историю про непутевого деревенского парнишку, которого армия «сделала
человеком». Сюжетец так себе-для военкоматского плаката. Если бы…Если
бы не режиссер Иван Владимирович Лукинский (1906-1986), снявший такие
фильмы, как: «Чук и Гек» (1953), «Прыжок на заре» (1961), «Понедельник
день тяжелый» (1964), «Товарищ Арсений» (1965), «Деревенский детектив»
(1969), «Колыбельная для мужчин» (1977), «Поединок в тайге» (1978) и др.
Он пригласил на главную роль актера Леонида Харитонова, за простецкой
внешностью которого скрывалось целое море человеческого обаяния, добрая
лукавинка в глазах. Плюс-гармошка и трогательная песенка «Где ты, откликнись,
ромашка моя?». Устоять перед ним не то что деревенской девушке Любаше,
но и половине женского населения Союза оказалось невозможно! Леонид Владимирович
Харитонов (1930-1987) стал известен после своего дебюта в фильме «Школа
мужества» (1954). Но всенародную, на все времена, любовь принесла ему
роль Ивана Бровкина в кинодилогии Лукинского. Он много снимался в 1950-х:
«Васек Трубачев и его товарищи» (1955), «Сын» (1955), «В добрый час!»
(1956), «Улица полна неожиданностей» (1957), «Длинный день» (1961) и др.
У него была настоящая звездная популярность, что подчас мешало в театре,
где он играл со знаменитыми мхатовскими стариками: стоило ему выйти на
сцену даже в крохотной роли-зал взрывался аплодисментами. Режиссеры в
основном эксплуатировали его внешние данные, обаяние молодости, приятный
голос, которым он исполнял простенькие песенки, сразу становившиеся хитами.
Но в середине 1960-х, когда артист по возрасту перестал соответствовать
лирическому типажу, его перестали снимать. Впоследствии играл в основном
небольшие возрастные роли: «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Вечный
зов» (1976), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Москва слезам не верит»
(1979), «Дом на Лесной» (1980), «Брелок с секретом» (1981), «Россия молодая»
(1982), «Там, на неведомых дорожках…» (1982), «Аукцион» (1983), «Из жизни
начальника уголовного розыска» (1983), «Посторонним вход разрешен» (1986)
и др. Фильм получился веселый, хотя и не избежал дидактики. Но не агитка
ходульная, а житейский правдивый рассказ об обаятельном деревенском недотепе,
который так и остался бы в «непутевых», если бы суровые армейские испытания
не помогли ему разглядеть в себе и показать другим то, что заложено в
нем от природы. И руки-не только чтобы на гармошке играть, и голова-не
только чтобы песенки распевать…Роль матери Бровкина сыграла замечательная
комедийная актриса Татьяна Ивановна Пельтцер (1904-1992), до обидного
мало снимавшаяся в кино. Среди ее небольших по объему, но запомнившихся
работ-роли в фильмах «Укротительница тигров» (1954), «Максим Перепелица»
(1955), «Медовый месяц» (1956), «Деревенский детектив» (1968), «Журавушка»
(1968), «И снова Анискин» (1978), «Вам и не снилось» (1980), «Формула
любви» (1984), «После дождичка в четверг» (1985), «Безумный день, или
Женитьба Фигаро» (1989) и др. Дая Смирнова, сыгравшая Любашу, стала известным
кинокритиком. На киностудию и в адрес Леонида Харитонова приходили мешки
писем, в которых зрители требовали новой встречи с полюбившимся героем.
И она состоялась: в 1958 году творческая группа в том же составе сняла
продолжение картины-«Иван Бровкин на целине». Работа над ней, как обычно
у Лукинского, делающего все предельно достоверно, была максимально приближена
«к боевым действиям»: съемки проходили в оренбургском целинном совхозе
«Комсомольский», где вся съемочная группа сумела в полной мере оценить
«прелесть» песчаных бурь в летнюю жару и коварную осеннюю распутицу. В
новом фильме комсомолец Бровкин после демобилизации едет покорять целину.
Размолвка с любимой здесь уходит на второй план, ибо у сознательных советских
граждан, как и положено, на первом месте интересы Родины! Ну, прямо-таки
плакат 1950-х! Правда, наш родной зритель, долгие годы привыкший жить
в чумовой завесе партийных лозунгов, выработал «идеологический иммунитет»,
умело отделяя зерна от плевел, и видел то, что хотел: любимого своего
Ванюшку, который и сеет, и пашет, и дома строит, а главное-преданно любит
свою Любашу и песни душевные под гармошку поет. Словом, все тот же родной
до боли «первый парень на селе!». Потому и второй фильм собрал огромную
зрительскую аудиторию: превзошел число посмотревших первый фильм более
чем на 4 миллиона зрителей, но, увы, вышел всего на 2-е место в прокате
1959 года, уступив пальму первенства приключенческому фильму «Чрезвычайное
поручение» (47, 5 миллиона зрителей)-и кто его, скажите, сегодня помнит?