Сталкер-человек, обладающий профессиональными знаниями
системы препятствий и ловушек Зоны, предоставляющей возможность исполнения
желаний. Писатель хочет обрести там вдохновение, профессор мечтает об
открытии. Оба, сопровождаемые Сталкером, достигают заветной комнаты. Но,
в конце пути, Сталкер теряет веру в человечество и возможность достигнуть
счастья…
Стремление людей к непознанной и опасной тайне, скрытой в Зоне, где природа
как бы оскорблена людьми: полна ржавых машин, заброшенных строений, опасных
потоков и излучений, привлекает героев фильма и отталкивает их, заставляет
идти и к внешнему непознанному фактору, и к внутреннему, тоже не познанному
состоянию своего разума, чувства, совести. Работа суровая, трудная, глубоко
пессимистичная. Сталкер-это идеалист, который верит в возможность принесения
счастья человеку, независимо от него самого. Естественно, он обречен на
провал и одиночество. Буквы АТ на шлеме полицейского и пачке сигарет,
откуда ее достает жена Сталкера, означают Андрей Тарковский. Прототипом
Зоны послужила местность в несколько сотен квадратных километров, опустошенная
ядерной аварией возле Челябинска в 1957 году. Естественно, в то время
никаких сообщений об аварии не было. Оригинальные негативы картины были
уничтожены из-за ошибки в лаборатории, поэтому фильм пришлось снимать
во второй раз с самого начала с новым оператором. По слухам, оригинальные
негативы сохранились дома у монтажера Людмилы Фейгиновой, но они также
погибли во время пожара, который унес жизнь и самой Людмилы. Фильм получил
специальную премию экуменического жюри на международном кинофестивале
в Каннах, приз ФИПРЕССИ на фестивале научно-фантастических фильмов в Триесте
и приз критиков на кинофестивале научно-фантастических фильмов в Мадриде.
На международном кинофестивале «Fantasporto» картина получила приз зрительских
симпатий и номинировалась на Гран-при. Бюджет картины составил 6 миллионов
рублей.