Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека  Судьба человека

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Судьба человека

Судьба человека

1959, 97 мин., «Мосфильм»
Режиссер Сергей Бондарчук, сценаристы Юрий Лукин и Федор Шахмагонов, композитор Вениамин Баснер
В ролях Сергей Бондарчук, Павел Борискин, Зинаида Кириенко, Павел Волков, Юрий Аверин, Кирилл Алексеев

По одноименному рассказу Михаила Шолохова. Первая послевоенная весна. Широко разлился Дон. Сюда к переправе подошел бывший солдат Андрей Соколов с мальчиком. Встретив доброго человека, разговорился и поведал ему непростую историю своей жизни. Родился он в Воронежской губернии. В гражданскую войну был в Красной Армии. В голодный двадцать второй год ушел на заработки на Кубань. Через год вернулся в Воронеж и работал в плотницкой артели. Встретил хорошую девушку, полюбил ее и женился. Андрей освоил профессию шофера. Дружно и весело жила семья Соколовых, трое детей росли у них. Но пришла война, и Андрея призвали в армию. Он возил боеприпасы на передовые позиции. Однажды его машина была разбита взрывом авиабомбы, а он сам контужен. Когда очнулся, увидел сапоги гитлеровских солдат. Его втолкнули в колонну таких же, еле живых людей, попавших в плен. На ночь фашисты заперли пленных в полуразрушенную церковь. Здесь Андрей впервые убил человека, который собирался выдать немцам своего взводного командира. В адских условиях концлагеря Соколова ни на минуту не оставляла мысль о побеге. Наконец ему удалось бежать. Но его поймали, пустив по следу собак. Долго рвали на нем собаки одежду вместе с мясом. Но все муки-каторжный труд, издевательства, голод-вынес Соколов. В сорок четвертом году Андрея направили на строительство оборонительных сооружений. Его взял к себе шофером немецкий инженер в чине майора. Тщательно готовился Соколов к новому побегу. И однажды под ураганным огнем он пересек на своей машине линию фронта, захватив с собой майора с его портфелем, набитым важными документами. Долго пришлось Андрею пролежать в госпитале, и вот, наконец, едет он в отпуск в родной Воронеж. Здесь он узнал, что жена и дочки погибли под бомбежкой. Сын Анатолий добровольцем ушел на фронт. Соколов тоже возвращается в армию. Наконец ему улыбнулось счастье-он нашел сына. Но в день капитуляции Германии Андрей узнал, что его сын погиб. После демобилизации Соколов не захотел ехать в Воронеж, где все напоминало о погибшей семье. Он поселился в Урюпинске у фронтового друга. Около чайной, где обычно обедали шоферы, он встретил маленького мальчика, беспризорника. Грустные глазенки Ванюшки, пережившего недетское горе, поразили Андрея. Соколов говорит мальчику, что он его отец. Теперь они повсюду будут вместе…
Что бы ни говорили историки о такой неоднозначной личности, как Никита Хрущев, без него в жизни советского общества не было бы периода, называемого «оттепелью», а в нашем искусстве в том числе и такого фильма, как «Судьба человека». Михаил Шолохов написал свой драматический рассказ не о «типичном» герое войны, а о том, кто в недавнем времени воспринимался бы как «враг народа», о драме солдата, попавшего в плен, прошедшего все круги фашистского ада, но не сломленного, выстоявшего, не потерявшего человеческого достоинства. Прочитав рассказ в газете «Правда», а затем-авторский текст для телевизионной версии, Сергей Бондарчук мечтал перенести «Судьбу человека» на киноэкран. Он написал сценарий и с идеей своего режиссерского дебюта стал ходить по кабинетам чиновников от кино. Как актера Сергея Федоровича Бондарчука (1920-1994) хорошо знали и ценили по фильмам «Молодая гвардия» (1948), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Кавалер «Золотой Звезды» (1950), «Тарас Шевченко» (1952), «Попрыгунья» (1955), «Отелло» (1955), «Иван Франко» (1956). Однако в качестве режиссера он поначалу вызывал сомнения, в том числе и у самого автора. Тогда Бондарчук отправился на московскую квартиру Шолохова и сумел-таки убедить нобелевского лауреата. Потом актер, режиссер, сценарист, педагог ВГИКа, профессор, народный артист СССР, лауреат многих престижных премий Сергей Бондарчук сыграет много ролей и снимет много фильмов. Среди них «Сережа» (1960), «Война и мир» (1965-67), «Ватерлоо» (1970), «Дядя Ваня» (1971), «Молчание доктора Ивенса» (1973), «Они сражались за Родину» (1975), «Отец Сергий» (1978), «Овод» (1980), «Борис Годунов» (1986) и др. Его последней незавершенной работой станут съемки с итальянцами «Тихого Дона». Завершил фильм после смерти отца актер и режиссер Федор Бондарчук. Съемки «Судьбы человека» проходили в шолоховских местах-рядом со станицей Вешенской. Режиссер поставил цель: предельная достоверность характеров героев и оправданность существования в фильме, и своего добился. Самая пронзительная сцена в картине не ужасы плена, не известие о смерти героя-хотя они драматичны и наполнены болью, а та, в которой немолодой шофер Андрей Соколов говорит чумазому сироте, к которому прирос сердцем: «Ванюшка, я твой отец»…Роль Ванюшки исполнил Павел Евгеньевич Полунин (по рождению Павел Владимирович Борискин, р. 1953), который в детстве сыграл 10 киноролей, в том числе в «Аннушке» (1959), «Заре навстречу» (1959), «Первом свидании» (1960), но актером так и не стал. Сменил много профессий, в последние годы работает водителем такси. Фильм занял в рейтинге проката всего 5-е место (39 миллионов зрителей), но собрал рекордное число премий и наград: лучший фильм 1959 года по опросу журнала «Советский экран»; Большой приз на международном кинофестивале в Москве 1959 года; Большой приз на X международном кинофестивале в Чехословакии; Большой приз на кинофестивале в Минске 1960 года; призы на Международном кинофестивале в Мельбурне, Сиднее и Канберре; приз на XII Международном кинофестивале в Карловых Варах 1970 года; приз на Международном кинофестивале в Джорджтауне 1976 года.