Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
По роману Ааду Ээссаара, рассказывает о реальном подпольном
революционном движение в Эстонской республике. Подпольщики-свободны, как
птицы, как и мир их существования…
Историко-революционный фильм поставлен по неоконченному роману эстонского
революционера и писателя Яана Анвельта «Вне закона», который, несмотря
на незавершенность, считается высшим достижением пролетарской прозы в
Эстонии. Картина рассказывает о молодых участниках активного подпольного
революционного движения в Эстонской республике в первой половине 1920-х
годов. Их утопично абсолютная вера в идеалы свободы, их не менее свободный
образ мышления и существования стали основой для этой четырехсерийной
художественной ленты и отразились в ее названии. Режиссер картины Владимир
Карасев использовал множество новаторских средств кинематографического
выражения, создал необычные трактовки образов революционеров, не лишенных
экзистенциализма, анархичности и эротических контуров. Все это в 1971
году вряд ли могло благоприятно отразиться на дальнейшей судьбе картины.
Но то, что действительно произойдет с фильмом, не могли себе представить
и самые ортодоксальные кинопессемисты. «Свободны, как птицы» стал единственным
эстонским фильмом, дважды безоговорочно запрещенным к прокату! Первый
раз это произошло сразу после окончания работы над картиной в 1971 году,
а повторно лента была запрещена в 1974 году-после того, как Карасев сократил
ее наполовину и изменил название на «Трудные годы». В обоих случаях кинематографическое
и партийное начальство, контролировавшие кинопроизводство в Эстонской
ССР, посчитали (возможно, не без оснований), что показ этого фильма может
стать «заразительным примером для развития левацких сепаратистских идей
среди части эстонского общества и, в первую очередь, среди молодежи».
Последним ударом для картины стал официальный приказ смыть все ее копии
и исходные материалы. Невероятными усилиями Владимиру Карасеву с помощью
друзей удается вывезти одну из копий фильма за границу. В 1976 году во
время поездки в составе советской делегации на Каннский кинофестиваль
Карасев попросил политического убежища, а через пять лет из СССР к нему
выпустили супругу, актрису Эне Ряммельд, исполнившую в картине мужа одну
из главных ролей, и их сына Тарахи. Лишь в феврале 1989 года чудом сохранившуюся
весьма попорченную укороченную версию картины впервые увидели зрители
Эстонского ТВ. Затем, в уже независимой Эстонии, тема революции не была
овеяна особым интересом. И только в 2011 году, накануне 100-летнего юбилея
эстонского кинематографа, режиссером, ныне проживающем в Париже, и эстонскими
властями было принято решение о реставрации полной версии картины. 27
июня 2011 года нереставрированная режиссерская копия «Свободны, как птицы»
была впервые показана зрителям в тартусском кинотеатре Аthena. На премьеру
в Эстонию впервые после эмиграции приехал и сам режиссер Владимир Карасев-Оргуссар.
Автор ленты рассказал, что «это вовсе не исторический фильм. Такая история
могла и может произойти в любой стране. Всякая власть ограничивает свободу
личности-и у некоторой части общества возникает желание разрушить эти
«оковы». Утопические идеи всегда привлекательны своей возможностью попытаться
совершить невозможное. И в современном мире поле деятельности для возникновения
и реализации подобных идей не стало меньше. Это и потоки лжи от СМИ, и
более локальные разочарования, как, например, различные формы предательства
или крах различных надежд на лучшее. И вот когда вместе в группу объединяются
индивиды с одинаковыми кипящими потоками идей-тут как раз и могут возникать
подобные сюжеты. Причем сами индивиды подчас уже и не способны контролировать
общее течение, в котором они находятся». В 2012-м году фильм «Свободны,
как птицы» был отреставрирован и 18 мая 2012 года показан по ведущему
эстонскому телеканалу ETV.