Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
По мотивам ранних рассказов Максима Горького, в основе
сюжета-pассказ «Макар Чудра». Несколько пересекающихся историй любви гордой
красавицы цыганки Рады и конокрада Лойко Забара; золотоволосой Юлишки,
влюбленной в Лойко; дворянина Силади, страстно любящего Раду. Жизнь цыганского
табора проходит на фоне быта и нравов Бессарабии второй половины девятнадцатого
века, провинциальной окраины Австро-Венгерской империи…
На международных кинофестивалях в Сан-Себастьяне; Белграде и Праге картина
получила главные призы.
Эмиль Владимирович Лотяну (1936-2003) заставил о себе говорить своим первым
фильмом «Красные поляны», в котором открыл для кино 17-летнюю дебютантку
Светлану Тома. Этот фильм связал судьбы Режиссера и Актрисы, отношения
между которыми то прекращались, то возобновлялись. Когда он увидел ее
в роли Маши в фильме Владимира Венгерова «Живой труп», то сказал: «Вот
я тебя сниму в роли цыганки, и ты увидишь, что это такое!» Но только спустя
шесть лет показал ей сценарий «Табора». Она с удовольствием его прочитала
и, уверенная, что на главную роль Лотяну пригласит какую-нибудь знаменитость
из Москвы, гадала, которую из цыганок он ей предложит. И обомлела, услышав:
«Радду!». О такой роли молодая актриса Светлана Андреевна Тома (р. 1947)
могла только мечтать. Получилось так, что сценарий на Кишиневской студии
не утвердили с мотивировкой «неактуально» (!). Но вмешался Случай: директора
киностудии «Молдова-фильм» Леонида Мурсу пригласили директором Экспериментального
кинообъединения «Мосфильма», где худруком был Григорий Чухрай. И Мурса
предложил Лотяну реализовать идею с «Табором». Светлану Тома вызывали
в Москву на пробы. Потом на повторные. Видимо, ее утверждение на главную
роль не прошло гладко, но режиссер настоял на своем. И так родилась Радда,
ставшая визитной карточкой актрисы, которую читатели «Советского экрана»
в 1976 году назовут лучшей актрисой года. Актриса потом снимется в фильмах:
«Благочестивая Марта» (1980), «Люди в океане» (1980), «Анна Павлова» (1983-86),
«Капитан Фракас» (1984), «Семь криков в океане» (1987), «Западня» (1988),
«Сувенир для прокурора» (1989), «Поклонник» (1999), «У Чертова логова»
(1999), «Воровка» (2001), «Бедная Настя» (2003), «Родные и близкие» (2007)
и др. Фильм получился ярким, праздничным, пронизанным вольной цыганской
поэтикой и прекрасной музыкой Евгения Доги. Но за видимой легкостью скрывался
тяжелейший труд всей киногруппы, и в особенности актрисы Тома. Так, чтобы
выработать танцующую цыганскую походку, ей приходилось часами ходить с
грузом на ногах и голове. Она сама пела, танцевала, без дублерши выполняла
сложные трюки, что едва не стоило ей жизни. Произошло это в Вильнюсе,
где снимали сцену, в которой Радда управляла коляской. Выросшая в деревне,
Светлана была прекрасной наездницей, легко управлялась и с запряженными
лошадьми, но ассистенты по неопытности доставили с конезавода необъезженных
лошадей, и они два дубля неплохо справлялись с задачей, а на третьем,
испугавшись автомобильного гудка, понесли и резко рванули влево. Коляска
сильно накренилась и должна была вот-вот перевернуться. Чтобы не допустить
этого, актриса на полном скаку выпрыгнула из нее-центр тяжести сместился,
и коляска выровнялась. Все, кто наблюдал эту сцену, похолодели в уверенности,
что актриса если и не погибла, то основательно покалечилась. Но тут вновь
мистически вмешалось Провидение или, как считает сама актриса, ангел-хранитель:
она упала на тяжелый канализационный люк, но отделалась легкими ушибами
и царапинами. Когда все бросились ее поднимать, прочитали надпись на чугунной
крышке, что на этом месте несколько лет назад погиб оператор Вильнюсской
киностудии. Эта роль стала самой любимой для Тома, потому что в ней мало
слов, а больше выразительной пластики. По ее мнению, слова на 90 процентов
состоят изо лжи, а вот глаза, жесты, поступки людей не лгут. Проблемы
со сдачей картины были немалые: Лотяну наотрез отказался вырезать сцену,
где Радда предстает с обнаженной грудью-по тем временам чуть ли не порнография!
Скрепя сердце начальство уступило, и фильм вышел на экраны. Он занял 1-е
место в прокате, собрав на сеансах 65 миллионов зрителей, и получил около
тридцати международных наград, в том числе: в Гран-при Сан-Себестьяна-76-«Большую
золотую раковину», призы в Белграде (1977), Панаме (1977), Париже (1979)
и др. Эмиля Лотяну, который потом снимет: «Мой ласковый и нежный зверь»
(1978), «Анна Павлова» (1983), «Лучафэрул» (1987) и др., на родине назовут
лучшим молдавским режиссером столетия, а Светлану Тома-лучшей актрисой
столетия. Им вручат статуэтки, названные «Молдавским «Оскаром», и на открытой
в Кишиневе Аллее звезд звезды с их именами навечно рядом. Фразы из фильма,
ставшие крылатыми: Из всех вин самое пьянящее-это воля. Кто больше знает,
дурак или мудрец? Дурак. Мудрец во всем сомневается. Кур красть нельзя,
гусей красть нельзя, бублики и те красть нельзя! Как жить на белом свете
прикажете, ваше сиятельство? (Буча)-Буча. Что же красть? Зобар. Девок
и коней, а не можешь-учись ремеслу. Мордой не вышел для дел благородных
(Буча). Не люби деньги-обманут. Не люби женщин-обманут. Провинция, господа!
Здесь даже удавить человека и то не умеют. Доносы пишут с орфографическими
ошибками!