По одноименной пьесе Юлиу Эдлиса. О трагических страницах
нашей истории, когда так называемое «особое совещание», состоящее из трех
человек, выносило суровые приговоры ни в чем неповинным людям…
Юлиу Филиппович Эдлис (1929-2009)-русский советский драматург, прозаик
и киносценарист. Родился в Бендерах, называвшихся в период вхождения Бессарабии
в состав Румынии Тигиной, на правом берегу Днестра, в семье Филиппа Абрамовича
Эдлиса (1904-1972), уроженца Аккермана, и Серафимы Исааковны Эдлис (урожденная
Мульман, 1907-1968), родом из Бендер. До 1940 года учился в бендерском
французском лицее. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован
с семьей в Тбилиси, где в 1949 году окончил тбилисское Высшее театральное
училище, а в 1956 году-филологический факультет Кишиневского государственного
педагогического института им. Иона Крянгэ. Все оставшиеся в оккупированных
Бендерах бабушки и дедушки, и другие члены его семьи были депортированы
в гетто и убиты. Первую пьесу «Единственный путь» написал, будучи учеником
десятого класса средней школы (совместно с Романом Чернявским). Дебютировал
в печати в 1952 году, а первой опубликованной пьесой стала «Покой нам
только снится» в 1955 году. После запрета в Молдавии спектакля по пьесе
«Мой белый город» (постановка 1959 года) в 1960 году переехал с семьей
в Москву. В 1962 году был принят в Союз писателей СССР. Автор многочисленных
пьес, поставленных в различных театрах страны и за рубежом, среди которых
«Мой белый город» (1960), «Волнолом» (1961), «Аргонавты» (1962), «Капля
в море» (1962), «Серебряный бор» (1964), «Где твой брат, Авель?» (1965),
«Вызываются свидетели» (1968), «Проездом» (1969), «Июнь, начало лета»
(1970), «Жажда над ручьем» (1977), «Сочельник» (1988), «Нам целый мир
чужбина» (1996), «Бульварный роман» (1997). Ранние пьесы проникнуты пафосом
«шестидесятничества». После публикации подвергшейся критике пьесы «Где
твой брат, Авель?» в 1965 году Эдлису до 1977 года был закрыт доступ к
театральной сцене. Эдлис видит в литературе отражение и совесть эпохи;
свои драматические произведения он создает, следуя традиции А. Чехова,
с его спокойствием, немногословием и глубочайшей социальной направленностью.
С начала 1980-х годов стал регулярно обращаться к прозе, опубликовал романы
«Жизнеописание», «Антракт» («Новый мир», 1986), «Черный квадрат» («Октябрь»,
2001) и «Ждите ответа» («Дружба народов», 2007), повести «Сия пустынная
страна» о своем бессарабском детстве («Октябрь», 1993) и «Шатало» о студенческих
годах в театральном училище в Тбилиси, рассказы. Пьесы Ю. Эдлиса были
переведены на ряд европейских языков, в том числе немецкий, румынский,
чешский, польский, эстонский, сербско-хорватский, английский, болгарский,
греческий, французский и словацкий. Автор сценариев к кинофильмам «За
городской чертой» (Молдова-фильм, 1961), «Жажда над ручьем» (Мосфильм,
1968), «Свой парень» (Киностудия имени Горького, 1974), «Дети как дети»
(Ленфильм, 1978), «Прощальные гастроли» («Экран», Останкино, 1992), телеспектаклям
«Проездом» (1982), «Полнолуние» (1983), «Тройка» (1989). В 2003 году опубликовал
книгу воспоминаний «Четверо в дубленках и другие фигуранты». Член редколлегии
литературного журнала «Континент». Умер в ночь с 29 на 30 ноября на литфондовской
даче в Переделкине, где жил последние 12 лет. Похоронен на Преображенском
кладбище.