Картина рассказывает о молодых участниках активного подпольного
революционного движения в Эстонской республике в первой половине 1920-х
годов. В этом фильме использованы отдельные мотивы незаконченного романа
«Люди вне закона», написанного эстонским революционером и писателем Яаном
Анвельтом под псевдонимом Ээссааре Ааду, который, несмотря на незавершенность,
считается высшим достижением пролетарской прозы в Эстонии. Фильм основан
на материале четырехсерийного телефильма «Свободны, как птицы» (1971),
запрещенного к показу в СССР. Четырехсерийный минисериал по требованию
властей был приговорен к уничтожению-было приказано смыть пленку. Однако
режиссеру удалось сохранить копию оригинального фильма и позднее вывести
ее за границу. Ему все же разрешили переделать фильм, но теперь главная
идея фильма должна быть совершенно другой-нужно показать путь непоколебимой
и последовательной борьбы коммунистического рабочего движения. Через всевозможные
препятствия, тяжким трудом в подполье, сквозь запертые двери и зарешеченные
окна тюрем трудящиеся несут боевое знамя Коммунистической партии. В такой
борьбе будут потери, но через потери и страдания растет воля рабочего
класса к борьбе за свои права…
От начального четырехсерийного фильма после переделки была оставлена только
одна треть этого минисериала. И никакого сомнения в рядах революционеров
уже не было-осталась только решительность и несгибаемость эстонских молодых
подпольщиков, их непримиримость в борьбе против эстонских капиталистов.
Режиссер фильма Владимир-Георг Карасев-Оргусаар скончался во Франции в
2015 году. Как выяснилось позднее, Карасев сократил фильм почти на две
трети. Также по требованию цензуры была добавлена вводная часть: фильм
предваряют документальные кадры-Алиса Стейн-Анвельт, ветеран эстонского
рабочего движения, член КПСС с 1920 года, член Союза художников СССР,
рассказывает о рабочем и коммунистическом движении в Эстонии в 1920-е
годы, о борьбе и страданиях советских революционеров в буржуазной Эстонии.
Если в «Свободны, как птицы» некоторые революционеры были показаны сомневающимися
в своей борьбе, целях, методах, то в «Трудных годах» они уже представлены
как непоколебимые и последовательные коммунисты. «Трудные годы» после
завершения монтажа был разово показан по эстонскому ТВ 21 июня 1973 года.
Эстонские телевизионщики также отвезли картину на «Ленфильм», где сами
же наскоро озвучили фильм одним голосом на русский язык для получения
разрешения в союзных инстанциях на трансляцию по ЦТ СССР и на возможный
союзный прокат. Но фильм был также запрещен по вполне понятным причинам,
указанным в статье. Следующий показ был в Эстонии лишь в феврале 1989
году. Нужно отметить, что и сохраненная оригинальная версия также была
разово показана Карасевым 11 декабря 1975 года узкому кругу лиц в клубе
кинолюбителей таллинского политехнического института. Фильм был переведен
на русский язык-советская женская одноголосая озвучка (трудно сказать
кто именно озвучил) и все начальные и конечные титры также выполнены на
русском языке. Фильм хранится в Эстонском киноархиве. В 1976 году Владимир-Георг
Карасев-Оргусаар, будучи на Каннском кинофестивале, попросил политического
убежища, после того, как ему запретили снимать кино в СССР. Жена с сыном
смогли приехать к нему только через 5 лет. Жена-Эне Ряммельд (р. 1947),
известная эстонская актриса. Самый скандальный фильм эстонского кинематографа.
Режиссер картины Владимир Карасев использовал множество новаторских средств
кинематографического выражения, создал необычные трактовки образов революционеров,
не лишенных экзистенциализма, анархичности и эротических контуров. Все
это в 1971 году вряд ли могло благоприятно отразиться на дальнейшей судьбе
картины. Но, то, что действительно произойдет с фильмом, не могли себе
представить и самые ортодоксальные кино-пессимисты. «Свободны, как птицы»
стал единственным эстонским фильмом, дважды безоговорочно запрещенным
к прокату! Первый раз это произошло сразу после окончания работы над картиной
в 1971 году, а повторно лента была запрещена в 1974 году-после того, как
Карасев сократил ее наполовину и изменил название на «Трудные годы». В
обоих случаях кинематографическое и партийное начальство, контролировавшие
кинопроизводство в Эстонской ССР, посчитали (возможно, не без оснований),
что показ этого фильма может стать «заразительным примером для развития
левацких сепаратистских идей среди части эстонского общества и, в первую
очередь, среди молодежи». Последним ударом для картины стал официальный
приказ смыть все ее копии и исходные материалы. Невероятными усилиями
Владимиру Карасеву с помощью друзей удается вывезти одну из копий фильма
за границу. В 1976 году во время поездки в составе советской делегации
на Каннский кинофестиваль Карасев попросил политического убежища, а через
пять лет из СССР к нему выпустили супругу, актрису Эне Ряммельд, исполнившую
в картине мужа одну из главных ролей, и их сына Тарахи.
Лишь в феврале 1989 года чудом сохранившуюся весьма попорченную укороченную
версию картины впервые увидели зрители Эстонского ТВ. Затем, в уже независимой
Эстонии, тема революции не была овеяна особым интересом. И только в 2011
году, накануне 100-летнего юбилея эстонского кинематографа, режиссером,
ныне проживающем в Париже, и эстонскими властями было принято решение
о реставрации полной версии картины. 27 июня 2011 года нереставрированная
режиссерская копия «Свободны, как птицы» была впервые показана зрителям
в тартусском кинотеатре Аthena. На премьеру в Эстонию впервые после эмиграции
приехал и сам режиссер Владимир Карасев-Оргуссар. Автор ленты рассказал,
что «это вовсе не исторический фильм. Такая история могла и может произойти
в любой стране. Всякая власть ограничивает свободу личности-и у некоторой
части общества возникает желание разрушить эти оковы. Утопические идеи
всегда привлекательны своей возможностью попытаться совершить невозможное.
И в современном мире поле деятельности для возникновения и реализации
подобных идей не стало меньше. Это и потоки лжи от СМИ, и более локальные
разочарования, как, например, различные формы предательства или крах различных
надежд на лучшее. И вот когда вместе в группу объединяют индивиды с одинаковыми
кипящими потоками идей-тут как раз и могут возникать подобные сюжеты.
Причем сами индивиды подчас уже и не способны контролировать общее течение,
в котором они находятся». В 2012-м году фильм «Свободны, как птицы» был
отреставрирован и 18 мая 2012 года показан по ведущему эстонскому телеканалу
ETV.