В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века  В начале века

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

В начале века

В начале века

1961, 89 мин., ч/б, «Мосфильм»
Режиссер Анатолий Рыбаков, сценарист Сергей Ермолинский, композитор Николай Пейко
В ролях Юрий Каюров, Елена Ситко, Николай Анненков, Софья Пилявская, Глеб Стриженов, Виктор Авдюшко, Афанасий Кочетков, Миша Человеков, Варвара Обухова, Владимир Горелов, Галина Кравченко, Станислав Чекан, Лев Степанов, Валентина Ананьина, Юлиана Бугаева, Сергей Калинин, Станислав Коренев

Фильм повествует о жизни и деятельности молодого Владимира Ильича Ленина и его жены Надежды Константиновны Крупской в сибирской ссылке (село Шушенское), а затем в Петербурге. Эпизоды их жизни во время первой эмиграции в Женеве и Мюнхене, где Ленин встречался с Георгием Плехановым (1856-1918) и налаживал выпуск первой общерусской газеты РСДРП «Искра»…
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918)-русский теоретик и последователь марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра». Автор работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России. В 1921 году В. И. Ленин в своей работе «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина» призвал изучать все написанное Плехановым по философии, «ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма». Георгий Валентинович Плеханов родился 29 ноября 1856 года в многодетной (14 сестер и братьев) семье мелкопоместного дворянина, отставного штабс-капитана Валентина Петровича Плеханова (1810-1873) и Марии Федоровны Белынской (1832-1881). Окончил с золотой медалью Михайловскую Воронежскую военную гимназию, затем учился в юнкерском училище в Петербурге. В 1874 году поступил в Петербургский горный институт, за успехи имел Екатерининскую стипендию, в 1876 году исключен «за невзнос платы». В 1876 году вступил в народническую организацию «Земля и воля», стал одним из ее руководителей, писал теоретические и публицистические статьи. Участник демонстрации у Казанского собора 6 декабря 1876 года. В 1879 году после раскола «Земли и воли»-организатор и руководитель «Черного передела». Во время ареста в Петербурге на Обводном канале во время рабочей стачки на Новой Бумагопрядильне (2 марта 1878 года) Н. С. Тютчев передал свои документы А. С. Максимову-Дружбинину (Г. В. Плеханову), что позволило тому скрыться и избежать каторги. В 1880 году эмигрировал в Швейцарию. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию-группу «Освобождение труда». Осенью 1888 года группа основала «Русский социал-демократический союз». В конце 1894-начале 1895 годов по инициативе Плеханова был создан «Союз русских социал-демократов за границей». После раскола «Союза русских социал-демократов за границей» на его II съезде, в мае 1900 года членами группы «Освобождение труда» и ее единомышленниками создана Революционная организация «Социал-демократ». В 1900-1903 годах участвовал в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 году Плеханов-один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как I съезд оказался безрезультатным. На II съезде РСДРП (1903 год) Плеханов сказал: «Если бы ради успеха революции потребовалось бы временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы остановиться». После II съезда РСДРП Плеханов недолго был большевиком, затем разошелся с Лениным и стал одним из лидеров меньшевистской фракции РСДРП. Во время первой революции 1905-1907 годов Плеханов оставался в эмиграции, оказавшись, таким образом, в стороне от активных революционных событий. В феврале 1905 года в статье «Врозь идти, вместе бить», опубликованной в «Искре», Плеханов призывал к вооруженному восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии. В 1906-1907 годах выступал за участие социал-демократов в выборах в Государственную Думу, за блок с кадетами. Сотрудничал в общепартийной газете «Социал-демократ» и в большевистских изданиях («Звезда» и др.). В 1905-1912 годах в Женеве издавал «Дневник социал-демократа». В Первую мировую войну Плеханов встал на сторону союзных стран, против Германии, призывал к борьбе с немецким империализмом. Был одним из основателей и руководителей социал-демократической группы «Единство». Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. Я предчувствую, что долго жить в России не буду. Но не поехать я не могу. Старый солдат революции должен быть на своем посту, когда его зовут. 31 марта на Финляндском вокзале приехавшего Плеханова от имени Петроградского Совета приветствовали Н. С. Чхеидзе, И. Г. Церетели, М. И. Скобелев. После возвращения в Россию Плеханов не был допущен в Исполком Петроградского совета. Не был допущен туда и сторонник Плеханова Григорий Алексинский. Причиной была «оборонческая» позиция Плеханова, которую не разделяли деятели Совета с антивоенной позицией. Отстраненный от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вел спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом». К Октябрьской революции отнесся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история еще не смолола той муки, из которой со временем будет испечен пшеничный пирог социализма». Считал, что захват власти «одним классом или-еще того хуже-одной партией» может иметь печальные последствия. В «Открытом письме к петроградским рабочим» Плеханов заявил: «Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая заставит его отступить далеко назад от позиций, завоеванных в феврале и марте нынешнего года». При этом Плеханов предсказывал, что большевики взяли власть надолго и ни о каком серьезном сопротивлении им в данный момент не может быть и речи. С 1887 года Плеханов болел туберкулезом, осенью 1917 года его здоровье серьезно ухудшилось. 2 ноября утром его отвезли в Петроград во Французскую больницу Св. Марии Магдалины на 14-й линии Васильевского острова. Оттуда жена решила перевезти его в Финляндию, в санаторий доктора Циммермана, специалиста по легочным заболеваниям, которого ей рекомендовал профессор Сиротинин. 28 января 1918 года Плехановы покинули Петроград. В санатории в Ялкале Георгий Валентинович продолжал много работать над книгой (в 3-х томах) «История русской общественной мысли». Казалось, что наступило улучшение его здоровья. Но 18 марта началось кровотечение, которое не могли остановить несколько дней. Медленное угасание жизни продолжилось. С 15 мая началась агония, с 20 мая состояние ухудшалось ежечасно. Началась аменция (помутнение сознания, когда тяжелобольной «в бреду»), и 30 мая 1918 года в 2 часа дня Плеханов умер от эмболии сердца, возникшей в результате обострения туберкулеза. Когда покойного Плеханова перевезли в Петроград, за гробом, несмотря на запреты большевиков, шла колонна демонстрантов, растянувшаяся на семь километров. По просьбе Плеханова на его могиле установлено надгробие с цитатой из стихотворения английского поэта: «Он слился с природой». В поселке Ильичево (Ленинградская область), на границе охранной зоны бывшего дома-музея В. И. Ленина, на берегу озера Долгое (Длинное) сохранился бетонный фундамент длинного двухэтажного здания бывшего частного санатория «Питка-Ярви» (финское название озера «Долгое»). Этот санаторий-последний адрес в жизни Георгия Валентиновича, умершего здесь на 62-м году жизни. С 1879 года был женат на враче Розалии Марковне Плехановой (урожденной Боград; 21 апреля 1856-30 августа 1949), родом из еврейской земледельческой колонии Добренькая Херсонской губернии, выпускнице Мариинской гимназии в Херсоне (1874) и медицинского факультета Женевского университета. В браке родилось четыре дочери: Вера (умерла в 1880 году в возрасте полугода), Лидия Плеханова-Ле-Савуре (1881-25 марта 1978, Париж), Евгения Бато-Плеханова (1883-1964), Мария (1889-1894). Р. М. Плеханова в 1920-х годах переехала из Франции в Ленинград, где участвовала в подготовке к печати архива Плеханова, который она привезла с собой; дочери остались во Франции. В 1928 году она возглавила Дом Плеханова в Ленинграде, а в 1939 году выехала к детям во Францию и не смогла вернуться в СССР в связи с началом Второй мировой войны. Внук Плеханова-французский дипломат Клод Бато-Плеханов. Племянник жены, Я. Е. Боград-известный революционер, в честь которого деревня Сухая Тесь была переименована в село Боград. В общефилософском плане Плеханов противопоставлял материалистов и идеалистов, относя себя к первым. Основной тезис материализма состоит в следующем: «духовный мир человека представляет собою плод окружающей среды». Материя, понятая как «окружающая среда», распадается на природу и общество. При этом общество («общественное мнение») определяется природой («географической средой»). Старый «метафизический французский материализм» (Гельвеций, Гольбах) догматически принимал это утверждение и не учитывал факт развития мнений при сохранении прежней географической среды. Этот парадокс разрешал «диалектический материализм» (Маркс), утверждающий развитие «производительных сил». Переход материализма на новый уровень стал возможным благодаря «немецкому идеализму». Эстетические взгляды Г. В. Плеханова имели под собой фундаментом материалистическое понимание истории. Плеханов применил теорию исторического материализма также к вопросам искусства. Согласно ей, продукты, созданные человечеством, зависят от установившихся общественных отношений. В качестве определяющих факторов в развитии искусства Плеханов отметает такие факторы, как географическая среда, «гениальность» исторических деятелей, влияние художественного развития одних стран на другие. Все они имеют значение, но каждое из них в первую очередь зависит от сложившихся в конкретный исторический период общественных отношений. Художественные произведения отображают общественную психологию данного времени, почему данный общественный человек имеет именно эти, а не другие вкусы, отчего ему нравятся именно эти, а не другие предметы-это зависит от окружающих условий. Общественные отношения же в свою очередь зависят от материальной основы общества-экономики и техники. В первобытных обществах, до развития цивилизаций и до разделения на классы, эта связь была дана непосредственно. Труд и обряды первобытного человека прямо влияли на его эстетические взгляды. Орнаментика берет свои мотивы у техники, а пляска-едва ли не самое важное искусство в таком обществе-нередко ограничивается простым воспроизведением производительного процесса. В классовом обществе опосредующим звеном между экономикой и искусством является классовая психология. Это можно представить следующим образом. Общество обладает некоторой совокупностью производительных сил, которыми обуславливаются экономические отношения. Затем на данной экономической основе вырастает обусловленный ей социально-политический строй. Данный строй порождает внутри себя определенную общественную психологию, из которой рождаются различные идеологические соображения, воплощаемые в искусстве. Каждый класс имеет собственную психологию, и в искусстве каждого класса отображаются свойственные этому классу проблемы и идеалы. Художественное сознание зависит от социального бытия. Однако Плеханов вводит объективный критерий художественности, по которому можно различить более искусные произведения. Таковым, по его мнению, является соответствие формы содержанию. Чем более соответствует исполнение замыслу или, чтобы употребить более общее выражение, чем больше форма художественного произведения соответствует его идее, тем оно удачнее. Плеханов также задавался вопросом о том, должно ли искусство иметь утилитарное предназначение, служить обществу или оно должно быть «искусством для искусства». Он настаивает на том, что мы не должны искать вечные законы искусства, а только лишь исследовать те законы, благодаря которым оно изменяется. «Искусство для искусства» развивается в одни времена, искусство на благо общества-в другие, когда этому способствуют определенные социальные установки. Михаил Лифшиц, цитируя черновой вариант реферата Плеханова «Искусство и жизнь», пишет: …общественные условия меняются в процессе исторического развития всякой данной страны. Поэтому меняется и настроение указанных деятелей искусства. А ввиду этого нисколько не удивительного, что в одну эпоху они ищут «житейского волнения», а в другую избегают его: в одну-увлекаются теорией искусства для искусства, а в другую, находят, что высшая задача искусства заключается в служении общественной жизни. Но при этом Плеханов утверждает, что класс, который уже пережил свое время, может создавать только упадочное искусство. «Идеологии господствующего класса утрачивают свою ценность по мере того, как он созревает для погибели. Искусство, создаваемое его переживаниями, падает». Ответ на вопрос о том, меняет ли искусство жизнь или воспроизводит ее, Плеханов тоже находит в классовом сознании. Если человек не удовлетворен окружающей его действительностью, то в нем рождается стремление к художественному идеалу и к освобождению. Жизнь господствующих классов, изображенная в соответствующих произведениях, не удовлетворяет человека противоположного класса. Он начинает выдвигать своих художников, которые, по его мнению, изображают художественный идеал, подлинную жизнь, такой, какой она должна быть. Поэтому для одного класса справедливо, что искусство воспроизводит окружающий мир, а для другого-что оно его изменяет. Абсолютного же идеала не существует. Основываясь на своих эстетических взглядах, Плеханов заявляет о необходимости научной эстетики, социологии искусства. Ее исходный пункт-зависимость всех форм художественного сознания от общественного бытия и их равное право на существование. Научная эстетика не допускает никакой исторической художественной нормы и признает относительные суждения, основанные на психологии данного класса. Она ограничивается наблюдением над тем, как возникают различные правила и приемы, господствующие в различные исторические эпохи. Научная эстетика запрещает оценочные суждения, осуждает суждения о должном. Человек может отвергать или принимать чужие вкусы, но его точка зрения в свою очередь будет зависеть от его положения в классовом обществе. Когда человек выражает оценочное суждение о произведении искусства, он сам становится объектом наблюдения научной эстетики.
Первая роль в кино Юрия Каюрова, впоследствии сыгравшего Ленина еще в восемнадцати фильмах…