О легендарном летчике Валерии Чкалове (1904-1938), герое
Советского Союза. Комбриг Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа.
В 1936-37 годах совершил беспосадочные перелеты Москва-о. Удд (Дальний
Восток) и Москва-Северный полюс-Ванкувер (США)…
Валерий Павлович Чкалов (1904-1938)-советский летчик-испытатель, комбриг
(1938), Герой Советского Союза (1936). Командир экипажа самолета, совершившего
18-20 июня 1937 года первый беспосадочный перелет через Северный полюс
из Москвы в Америку (Ванкувер, штат Вашингтон). Родился в селе Василево
Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Русский. Отец, Павел Григорьевич
Чкалов-котельщик Василевских казенных мастерских. Мать, Ирина Ивановна
Чкалова-домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. Вторая
жена отца-Наталья Георгиевна. В 1911 году в 7 лет пошел учиться в василевскую
начальную школу, которую окончил в 1916 году. Учился средне, но выделялся
отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный,
уравновешенный характер, как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал
Волгу, нырял под плоты и пароходы. В 1916 году отец направил его на учебу
в Череповецкое техническое училище в Новгородскую губернию (ныне БОУ СПО
ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»). Однако
из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище
было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным
молотобойца, а с началом навигации-кочегаром на землечерпалке «Волжская-1»
и пароходе «Баян». Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков
на серии почтовых марок (СССР, 1938) В 1919 году в 15 лет Чкалов впервые
увидел самолет и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород,
где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром
по сборке самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету
Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии и
начал работать учеником слесаря-сборщика самолетов в этом авиапарке. В
1921 году-17-летний Чкалов добился направления на учебу в Егорьевск в
Московской области в Теоретическую школу авиации Рабоче-крестьянского
красного воздушного флота РСФСР. После ее окончания в апреле 1923 года
он был направлен на дальнейшую учебу в Борисоглебск во 2-ю военную школу
летчиков Красного воздушного флота, где совершил свой первый самостоятельный
полет на самолете Avro 504. По окончании училища в октябре 1923 года,
в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных
летчиков, Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу
красных военных летчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолеты (истребители
Martinsyde.F.4 и Fokker C-III). В конце мая 1924 года Чкалов прибыл в
Серпухов для обучения в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы
и бомбометания. Летчиком-инструктором у Чкалова в Серпухове был Михаил
Михайлович Громов-Герой Советского Союза, будущий основатель летно-исследовательского
института, носящего его имя в Жуковском. Московский инструктор А. И. Жуков
дал Чкалову следующую характеристику: «Окончил обучение с аттестацией
«очень хорошо». Как летчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины
не наблюдалось…». 14 августа 1924 года военный летчик-истребитель Чкалов,
для дальнейшего прохождения службы, прибыл в Ленинград, в «1-ю отдельную
эскадрилью истребителей» (Комендантский аэродром). За время службы в эскадрилье
он проявил себя как дерзкий и отважный опытный летчик. Совершал рискованные
полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов.
Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства (Троицким)
в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет совершил летчик Евгений
Иванович Борисенко. В то же время имел серьезные проблемы с дисциплиной,
которые окончились крупными неприятностями-16 ноября 1925 года Чкалов
был осужден военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию
авторитета и звания командира-бойца Красной армии» (вышел на службу в
пьяном виде). Затем срок был снижен до 6 месяцев. В январе 1925 года 1-й
советской эскадрилье было присвоено почетное наименование «эскадрилья
имени В. И. Ленина». В 1926 году 1-я истребительная авиационная эскадрилья
перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (сегодня-Гатчина).
В январе 1927 года 1-я эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив
номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады. В честь 10-й годовщины РККА
(28 февраль 1928 года) Постановлением ЦИК СССР 1-я авиаэскадрилья за боевые
заслуги в годы Гражданской войны награждается орденом Красного знамени
СССР, и с этого момента именуется «Краснознаменной». В феврале 1927 года
Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В конце июня
1927 года был направлен в Липецк на курсы усовершенствования летного мастерства.
В это время в Липецке обучались иностранные (в основном немецкие) летчики-истребители.
В показательных полетах Чкалов занял 1-е место. В честь 10-й годовщины
Октябрьской революции в Москве был организован военный парад. 8 ноября
на Центральном аэродроме в Москве состоялся воздушный праздник с демонстрацией
личных достижений летчиков. Чкалов был среди участников этого праздника
и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте. 15
декабря 1927 года Чкалов прибыл в Брянск, в 15-ю авиационную бригаду имени
ЦИК СССР, а его беременная жена осталась в Ленинграде. Сын Игорь родился
1 января 1928 года. Чкалову-23. В Брянске Чкалов совершил аварию. На перелете
из Гомеля в Брянск в составе звена он был левым ведомым. Ведущий звено,
старший летчик И. И. Козырев, вел звено на предельно малой высоте, меняя
ее в зависимости от высоты местных предметов и доводя до 3-5 метров. При
подлете к железной дороге Унеча-Орша Чкалов врезался в железнодорожные
провода и потерпел аварию. В приказе начальника ВВС Белорусского военного
округа были определены виновники аварии: ведущий Козырев и ведомый Чкалов,
но командование авиабригады решило строго наказать только Чкалова. Он
был обвинен в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины.
Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября
1928 года Чкалов был осужден по статье 17 пункт «а» Положения о воинских
преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на 1 год лишения свободы, а
также был уволен из Красной армии. Из письма Чкалова к жене Ольге: «Вчера
был мне суд. Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили
к одному году лишения свободы…Сегодня беседовал с военкомом бригады, он
очень удивлен приговором и завтра едет в Смоленск для выяснения и ходатайства
о снятии с меня приговора…Военком бригады говорит, что мы вас во что бы
то ни стало сохраним для воздушного флота…Вины никакой за собой не чувствую
и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов
на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо
на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда
не лез со своими указаниями на их неправильные действия…» Отбывал наказание
Чкалов не год, а 16 дней, с 3 по 19 января 1928 года. По ходатайству Я.
И. Алксниса и К. Е. Ворошилова, наказание было заменено на условное. Будучи
в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и до ноября 1930
года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов
и был летчиком-инструктором. В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен
в РККА и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт
ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных
полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. 3 декабря 1931
года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца),
которая представляла собой тяжелый бомбардировщик, несший на своих крыльях
и фюзеляже до 5 самолетов-истребителей. В 1932 году НИИ ВВС был переведен
с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щелково Московской
области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в
СССР воздушный парад с пролетом над Красной площадью. 45 самолетов летели
колонной по три машины в ряд, а во главе шел бомбардировщик ТБ-3 с бортовым
номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. С января 1933 года
Валерий Чкалов вновь в запасе и переведен на работу летчиком-испытателем
Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим
старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолеты-истребители
1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова.
Принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, а также
тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных
машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа-восходящего
штопора и замедленной бочки. 9 марта 1934 года родился будущий первый
космонавт Земли-Ю. А. Гагарин. Гагарин восхищался Чкаловым и считал его
своим покровителем. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов
и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей
были награждены высшей правительственной наградой-орденом Ленина. Осенью
1935 года летчик Г. Ф. Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный
перелет из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолета.
Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство
с предложением провести такой перелет, но Сталин указал другой план маршрута:
Москва-Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки
Леваневского (в августе 1935 года полет С. Леваневского, Г. Байдукова
и В. Левченко по маршруту Москва-Северный полюс-Сан-Франциско был прерван
из-за неисправности). Перелет экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток
стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной
косе острова Удд в Охотском море. Общая протяженность маршрута составила
9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись
«Сталинский маршрут», сохраненная и при следующем перелете-через Северный
полюс в Америку. Оба чкаловских перелета официально носили это название
вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина. За перелет на Дальний
Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением
ордена Ленина: медаль «Золотая Звезда», введенная в 1939 году уже после
смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того,
Чкалову был подарен личный самолет У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске).
Об исключительной пропагандистской важности этого перелета для своего
времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года
на Щелковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся экипаж самолета.
С этого момента Чкалов приобрел всенародную известность в СССР. Чкалов
продолжал добиваться разрешения на совершение перелета в США, и в мае
1937 года разрешение было получено. Старт самолета АНТ-25 состоялся 18
июня на Щелковском аэродроме все с той же длинной взлетно-посадочной полосы
со стартовой горкой, сооруженной специально для полетов на рекордную дальность.
Полет проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие
видимости, обледенение), но 20 июня самолет совершил благополучную посадку
в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяженность перелета составила
8504 километра. Все члены экипажа стали знаменитостями в Америке. Среди
приветствовавших экипаж на американской земле были посол СССР в США А.
А. Трояновский и Дж. К. Маршалл, будущий генерал и государственный секретарь
США, позднее принявший членов экипажа у себя дома. За этот перелет весь
экипаж был награжден орденами Красного знамени. 12 декабря 1937 года Валерий
Чкалов был избран депутатом Совета национальностей Верховного совета СССР
от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василева их
поселок был переименован в Чкаловск. 3 октября 1937 года Валерий Чкалов
получил задание совершить полет на мерной базе на максимально возможной
скорости для наиболее точного определения летных параметров рекордного
самолета «И-16» КБ им. Поликарпова № 5210671. Облегченный вариант «И-16»
с мотором «М-62И», специально предназначенный для установления мирового
женского рекорда скорости. Рекордный полет на этом самолете должна была
выполнить известная летчица Валентина Гризодубова. Из-за неполадки в моторе
Чкалов произвел посадку на мелкий лес, самолет был разбит, а летчик получил
ранения. 1 декабря 1938 года Чкалов был срочно вызван из отпуска для проведения
испытаний нового истребителя И-180. Чкалов трагически погиб 15 декабря
1938 года при проведении 1-го испытательного полета на новом истребителе
И-180 на Центральном аэродроме. Полет готовился в большой спешке, чтобы
успеть до конца года. Выпуск самолета на аэродром назначался на 7 ноября,
15 ноября, 25 ноября. 2 декабря на собранной машине было выявлено 190
дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке
И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранен от этих работ. 7 декабря
И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвел рулежку самолета
по земле, при которой мотор часто глох; 12 декабря при повторной рулежке
сломалась тяга управления газом мотора. 13 декабря Поликарпов представил
программу испытаний И-180: полетное задание предписывало совершить пробный
полет по кругу в течение 10-15 минут без уборки шасси. Впоследствии, после
тщательного осмотра всей машины, планировалось осуществить испытательный
полет и 1-2 полета по 30-60 минут; наконец полет с убранным шасси до высоты
7 000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только 1-й, самый дорогой
по оплате полет, после чего машина переходила в руки другого летчика-С.
П. Супруна. По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура
воздуха была «около минус 25 °C…Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова
вылетать, но тот не согласился». Мемориальный камень на Хорошевском шоссе
в Москве, установленный в 1998 году Несмотря на очень низкую температуру,
вылет прошел неплохо, машина набрала высоту 100-120 метров и с виражом
пошла на 1-й круг над аэродромом. Далее полет продолжался на высоте 500-600
метров. После 1-го круга самолет пошел на 2-й круг, растянув последний
в сторону завода № 22. По свидетельству В. К. Коккиннаки, который в это
время летал в районе аэродрома на высоте 2000 метров, Чкалов подлетел
к нему, показал большой палец, мол, все отлично, после чего пошел на посадку.
По свидетельству наблюдателей, находившихся на аэродроме, «не доходя до
аэродрома один-полтора километра, на высоте около 100 метров самолет сделал
вираж влево и скрылся за постройками». При заходе на посадку двигатель
М-88 неожиданно остановился. Летчик, как отмечено было в акте комиссии
по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолетом
и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами», в районе автобазы
Мосжилгосстроя (Магистральная ул., д. № 13). Но в последний момент самолет
зацепился за электрические провода, ударился правым крылом об электрический
столб и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. Чкалова выбросило
из кабины на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением
и сиденьем. Пожара не было, но Чкалов ударился головой о металлическую
арматуру, оказавшуюся в месте падения. По показаниям свидетелей катастрофы,
рабочие автобазы сняли с летчика парашют (еще не знали, что это был Чкалов),
положили его в кузов грузовой полуторатонной машины и тут же отправили
в больницу. От полученной травмы Чкалов скончался в Боткинской больнице
в 16:45 15 декабря 1938 г. После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей
авиационного завода, причастных к организации этого полета. Они были приговорены
к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полет самолета с многочисленными
неисправностями, повлекшими за собой гибель летчика. Поблизости от места
катастрофы, на пересечении Хорошевского шоссе с Хорошевским тупиком, в
1998 году был установлен памятный камень. Высказывались сомнения в истинности
официальной истории гибели Валерия Чкалова: якобы непонятно, почему опытный
образец боевого самолета взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском
поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод,
выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени
Хруничева в Филевской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома
располагалась там, где сейчас проходит улица Филевский бульвар (расположение
заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили
следов планировки бывшего авиапромышленного объекта). Эти сомнения-плод
незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным
аэродромом им. Фрунзе. Кроме полетов пассажирских самолетов, он являлся
и заводским аэродромом для трех заводов и нескольких ОКБ, в том числе
и ОКБ Поликарпова. Ныне это завод имени П. О. Сухого. Валерий Чкалов был
кремирован в Москве в Донском крематории, урна с его прахом установлена
в Кремлевской стене. На похороны Чкалова власти потратили 131 231 руб.
(из них на музыкальное оформление похорон-51 968 руб. 19 коп., на аренду
и подготовку помещения-28 419 руб.). Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной
и сыном Игорем на Белорусском вокзале. 27 июля 1937 года. Фото М. Калашникова
Жена-Ольга Эразмовна Чкалова, урожденная Орехова (1901-1997), в браке
с 1927 года, ленинградская учительница (после работала в Москве), автор
ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике.
Cын Игорь (1 января 1928-2006, Москва)-окончил Военно-воздушную инженерную
академию имени Жуковского. Полковник. Инженер ВВС. Почетный гражданин
Чкаловского района Нижегородской области (Постановление Земского собрания
Чкаловского района от 2.12.1997 г. № 8). Внес большой вклад в пополнение
фонда музея В. П. Чкалова в Чкаловске. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Автор ряда статей и интервью, посвященных своему отцу. Имел двоих сыновей.
Дочь-Валерия (10 мая 1935-20 апреля 2013), имела одну дочь. Дочь-Ольга
(род. 1939), имеет одну дочь.