Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.
Красавица-медсестра Люба любила комбата, но он погиб,
оставив ее с ребенком на руках. После войны ее случайно встречает на улице
бывший солдат Саша Нетужилин, который на фронте был в нее влюблен-тайно
и беззаветно. Теперь его жизнь кажется вполне благополучной, ее же-несчастной.
Его прежнее чувство вспыхивает с новой силой. И эта любовь спасает ее,
возвращает к жизни. Только замуж она выходит все равно за другого…
История, которую рассказал и снял бывший фронтовик Петр Ефимович Тодоровский
(р. 1925)-режиссер, оператор, сценарист, композитор, каждый фильм которого
становился заметным явлением нашего кино, о котором критики спорили до
хрипоты, а зрители голосовали кошельками, не выдумана. Тодоровский снял
«Верность» (1964), «Фокусник» (1967), «Городской романс» (1969), «Любимая
женщина механика Гаврилова» (1981), «По главной улице с оркестром» (1986),
«Интердевочка» (1989), «Анкор, еще анкор!» (1992), «Какая чудная игра»
(1995), «Ретро втроем» (1998), «Риорита» (2008) и др. Однажды в толпе
ему послышался знакомый голос, он оглянулся и среди торговок увидел-или
ему показалось?-женщину, которую встречал на фронте. И не смог себя заставить
подойти, потому что так похожа и не похожа была эта тетка в платке и валенках,
кричавшая прокуренным голосом: «Пирожки!»-на ту богиню из санбата, в которую
были влюблены все солдаты. Рядом с ней стояла маленькая замерзшая девочка.
Тодоровский потом несколько раз приходил на то место, но больше женщину
не видел. И тогда он написал сценарий про то, как бывший солдат Саша Нетужилин
узнаёт в опустившейся торговке свою юношескую любовь и… не проходит мимо.
Роль свого альтер эго режиссер доверил сыграть Николаю Петровичу Бурляеву
(р. 1946) и в выборе не ошибся. Бурляев, роли которого в фильмах Тарковского
«Иваново детство» (1962) и «Андрей Рублев» (1966) вошли в золотой фонд
мирового кино, снимался также в фильмах: «Вступление» (1962), «Герой нашего
времени» (1965), «Мама вышла замуж» (1969), «Семейное счастье» (1969),
«Игрок» (1972), «Трын-трава» (1976), «Маленькие трагедии» (1979), «Проверка
на дорогах» (1985), «Лермонтов» (1986), «Юность Бемби» (1986), «Мастер
и Маргарита» (1994), «Какая чудная игра» (1995) и др. Он талантливо раскрыл
душевные метания совестливого интеллигента, который прикладывает все усилия,
чтобы вытащить женщину из той жизни, в которой она оказалась, и вернуть
ту, прекрасную и потерянную, помочь поверить в себя. И понимает, как делает
несчастной, ранит свою жену Веру. Он не может сделать выбор в пользу одной
из них, но жизнь выбирает за него… Роль Любы Антиповой-мечты всего батальона
и любимой женщины погибшего командира, от которого осталась только память
и дочка-одна из ярких и драматичных в биографии Натальи Эдуардовны Андрейченко
(р. 1956), которая сыграет немало звездных ролей в кино. В частности:
«Мэри Поппинс, до свиданья!» (1983), «Прости» (1986-лучшая актриса года
по опросу «Советского экрана»), «Леди Макбет Мценского уезда» (1989),
«Подари мне лунный свет» (2001), «Грехи отцов (2004), «Очень русский детектив»
(2008), «Жизнь взаймы» (2009) и др. А Инна Михайловна Чурикова (р. 1943),
как никто умеющая совмещать в своих героинях смешное с трагическим, делая
их такими понятными и близкими каждому, создала образ жены Саши Нетужилина-Веры,
за который получила главный приз за лучшую женскую роль на МКФ в Берлине
(1983). Чурикова снялась в фильмах «Стряпуха» (1965), «Старшая сестра»
(1966), «В огне брода нет» (1967), «Начало» (1970-лучшая актриса 1971
года по опросу «Советского экрана»), «Тема» (1979), «Васса» (1983), «Курьер»
(1986), «Ребро Адама» (1990), «Плащ Казановы» (1993), «Курочка Ряба» (1994),
«Ширли-мырли» (1995), «Благословите женщину» (2003), «Казус Белли» (2003),
«Московская сага» (2004), «Тайны дворцовых переворотов» (2008) и др. Петр
Тодоровский профессионально не учился музыке, но дар «слышать свою музыку»
у него от Бога. И в этом фильме он впервые рискнул и на стихи Геннадия
Шпаликова сочинил песню «Городок провинциальный», которая задала тональность
всей картине. Он как-то сказал: «После того как в «Военно-полевом романе»
я сочинил и главную тему, и песенку на слова Шпаликова, я стал писать
музыку ко всем последующим своим фильмам. И выдающиеся кинокомпозиторы
Андрей Петров, Исаак Шварц, царство им небесное, даже говорили мне по
этому поводу всякие приятные слова». Фильм собрал 14, 7 миллионов зрителей-по
тем меркам немного, но получил большое число наград: Западный Берлин-84,
ВКФ-84 (Киев); ХХIХ МКФ Вальядолид-84 (Испания) (приз за лучший сценарий,
написанный самим режиссером); Жданов-83; Кинопресса-85 (ГДР). Также был
номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший зарубежный фильм». Фразы
из фильма, ставшие крылатыми: Где ты ее откопал? (Люба)-Вера. Давай ребеночка
родим? Нетужилин. Прямо сейчас?-Нетужилин. Мне пирожки. Люба. Сколько?
Нетужилин. Все!-Проходите, не бойтесь, у нас уже несколько миллионов лет
не было случая людоедства (Вера). Сделай так, чтоб я тебя потерял из виду.
У мужчин бывает только один недостаток, на остальные я смотрю сквозь пальцы
(Люба).