По одноименному роману Льва Толстого. Самая дорогостоящая
картина в истории советского кино (18 миллионов рублей, при средней себестоимости
одного фильма в 400 тысяч). Использовалась гигантская массовка в 120 тысяч
солдат, упомянутая в книге рекордов Гиннесса. Картина получила «Оскар»
и Золотой глобус» как лучший иностранный фильм года, а номинировалась
за лучшее художественное оформление. Британская киноакадемия также номинировала
картину на свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление. После
получения «Оскара» Сергея Бондарчука заставили вступить в коммунистическую
партию СССР. В картине 300 ролей с текстом. Съемки фильма заняли семь
лет, начиная с 1960 года. Картина была продана в 117 стран мира тиражом
более 3000 копий. Режиссер впервые в истории кино использовал камеры с
дистанционным управлением, перемещавшиеся на проволоке вдоль грандиозного
Бородинского сражения (съемки этой сцены заняли два года) на расстояние
300 метров. Интересно, что эта сцена снималась в тех же местах, где проходило
само сражение. Первый танец Наташи Ростовой и Андрея Болконского потребовал
25 дублей. Для съемок были построены более ста студийных декораций, а
также задействовано 103 натурных места. Исполнительница роли Наташи Людмила
Савельева-бывшая балерина…
Сергей Федорович Бондарчук, уже прославившийся кроме актерских работ режиссерским
дебютом фильма «Судьба человека», несколько лет вынашивал идею экранизации
романа Льва Толстого «Война и мир». Чтобы как можно бережнее сохранить
авторскую интонацию и с меньшими потерями перенести на экран это объемное
литературное произведение, густонаселенное большим числом героев и персонажей,
режиссер искал новые выразительные формы киноповествования. Он пошел на
беспрецедентный шаг, сняв четыре двухсерийные картины: 1-«Андрей Болконский»,
2-«Наташа Ростова», 3-«1812 год», 4-«Пьер Безухов». И стал автором первой
отечественной исторической киноэпопеи. На роль Андрея Болконского режиссер
долго искал актера. Замечательно сыграл на пробах Иннокентий Смоктуновский,
мечтавший о роли князя Андрея. Но его утвердили на роль Гамлета, которую
тот и выбрал. Лучшей оказалась проба Олега Стриженова, и Бондарчук был
готов его утвердить. Но актер обиделся, что Бондарчук не позвал его первым,
и отказался играть. Не помогло даже вмешательство министра культуры Фурцевой-«Екатерины
Третьей». Тогда она посоветовала попробовать Вячеслава Тихонова. Пробы
не были безупречными. Но режиссер поверил в актера. А «памятник» детской
глупости в виде татуировки на руке «Слава», которой артист стеснялся,
прикрыли перчатками. Четыре долгих года актер работал над образом князя
Болконского, и все это время не брался ни за какие другие роли. Болконский,
как признавался актер, буквально выпотрошил его. Когда картина «Война
и мир» вышла на экраны, разразилась настоящая буря. Большинство критиков
категорически заявили о неудаче Тихонова. Вячеслав Васильевич, переживший
по этому поводу тяжелейшую депрессию, с ними согласился и даже твердо
решил уйти из кино. Не поколебало его решения даже то, что читатели «Советского
экрана», посмотрев 1-ю серию фильма, ставшего лидером проката 1966 года
(1-е место-58 миллионов зрителей), назвали Тихонова лучшим актером года.
От решительного шага его удержал друг, режиссер Станислав Ростоцкий, уговорив,
более того-заставив сняться в роли Ильи Семеновича Мельникова в фильме
«Доживем до понедельника», имевшего огромный успех. Не менее трудными
были и поиски Наташи Ростовой. Пересмотрев сотни претенденток, режиссер
остановился на непрофессиональной актрисе-балерине Кировского театра Людмиле
Савельевой, которая сама явилась на пробу и решительно потребовала повторной,
когда первая режиссера не убедила. И ее утвердили. Ей предстояло по ходу
учиться азам актерской профессии, умению работать перед камерой. Но в
ней Бондарчук разглядел то, что отличало героиню Толстого от остальных:
чистоту и порывистость девушки-ребенка, огромные «говорящие» глаза, взрывной
темперамент и искренность. Роль Наташи стала главной в творчестве Людмилы
Савельевой. Ее исполнение оценили не только зрители, назвав лучшей актрисой
года, но и маститые профессионалы: после показа фильма за рубежом ей посыпались
предложения от ведущих режиссеров мира. Людмила Михайловна Савельева (р.
1942) снималась в фильмах: «Бег» (1970), «Чайка» (1970), «Подсолнухи»
(1970 с Софией Лорен и Марчелло Мастроянни, реж. Витторио Де Сика), «Всадник
без головы» (1972), «Юлия Вревская» (1977), «Шляпа» (1981), «Шел четвертый
год войны» (1983), «Нам не дано предугадать…» (1984), «Успех» (1984),
«Чужая белая и рябой» (1986), «Черная роза-эмблема печали, красная роза-эмблема
любви» (1989), «Часы без стрелок» (2001), «Седьмое небо» (2006), «Анна
Каренина» (2009) и др. Режиссер собрал на картине великолепный актерский
ансамбль из звезд отечественного кино разных лет. Светскую львицу Анну
Шерер сыграла Ангелина Степанова-великая театральная актриса, в кино почти
не снимавшаяся («Бегство мистера Мак-Кинли», «Двадцать дней без войны»,
«Повесть о настоящем актере» и др.). Величественного Анатолия Кторова-звезду
немого кино-до обидного мало снимали. Его старый князь-один из самых ярких
и незабываемых образов фильма, его несомненная удача. Сам режиссер прекрасно
сыграл Пьера Безухова. А вот его супругу, Ирину Скобцеву, в роли Элен
мало кто принял: конечно, она была красавицей, но уже далеко не молодой.
Три года (1965-67) Сергей Бондарчук снимал свой главный фильм. В съемках
батальных сцен приняло участие 120 тысяч солдат-статистов (Новая Книга
рекордов Гиннесса, 1993) из специально сформированных дивизий и кавалерийского
отряда. Исторические костюмы на огромное количество артистов и статистов
шили не только мастерские «Мосфильма», но и несколько фабрик. В Туле отлили
пушки. Часть оружия, мебель, кареты были подлинными: музеи просто обязали
их предоставить. Но из-за некачественной пленки приходилось снимать по
10 дублей, 8 из которых уходили в брак. Эпопея «Война и мир» получила
огромный международный резонанс, собрав рекордное число зарубежных наград:
Премия «Оскар» Голливудской киноакадемии за лучший иноязычный фильм, демонстрировавшийся
в 1968 году; Большой приз фильму, диплом актрисе Л. Савельевой на Международном
кинофестивале в Москве в 1965 году; Почетный диплом Международного кинофестиваля
в Венеции в 1965 году; «Золотая головка Паленке» на Международном кинофестивале
в Акапулько в 1965 году; «Жемчужный приз» за лучший фильм 1966 года на
конкурсе Японской ассоциации любителей кино «Роэй»; Почетный диплом на
международном кинофестивале в Венеции в 1965 году; Первый приз Нью-Йоркской
ассоциации кинокритиков как лучшему иностранному фильму за 1968 год; Почетный
приз за сложные движения кинокамеры при съемке (фрагменты второй серии);
VII МАНК-Прага в 1966 году; В. Тихонов и Л. Савельева-лучшие актеры 1966
года по опросу журнала «Советский экран»; Приз Л. Савельевой («Война и
мир», «Подсолнухи») на кинофестивале советских фильмов в Сорренто в 1973
году и др. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Советчиков всегда много,
а людей нет (Кутузов). Погибла Россия! Погубили! (Старый князь Болконский)-Ведь
это же прелесть что такое! (Наташа)-Да, это тот самый дуб (Андрей). За
красивых женщин, Петруша! И их любовников! (Долохов)-Кто ж их к нам звал?
Поделом им. Мордой-и в говно! (Кутузов).