Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир  Война и мир

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 13 лет.

 

Война и мир

Война и мир

1966, 427 мин., «Мосфильм»
Режиссер и сценарист Сергей Бондарчук, сценарист Василий Соловьев, композитор Вячеслав Овчинников
В ролях Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Виктор Станицын, Кира Головко, Олег Табаков, Николай Кодин, Сергей Ермилов, Анастасия Вертинская, Борис Смирнов, Ирина Скобцева, Василий Лановой, Олег Ефремов, Николай Трофимов, Гиули Чохонелидзе, Николай Рыбников, Виктор Мурганов, Владислав Стржельчик

По одноименному роману Льва Толстого. Самая дорогостоящая картина в истории советского кино (18 миллионов рублей, при средней себестоимости одного фильма в 400 тысяч). Использовалась гигантская массовка в 120 тысяч солдат, упомянутая в книге рекордов Гиннесса. Картина получила «Оскар» и Золотой глобус» как лучший иностранный фильм года, а номинировалась за лучшее художественное оформление. Британская киноакадемия также номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшее художественное оформление. После получения «Оскара» Сергея Бондарчука заставили вступить в коммунистическую партию СССР. В картине 300 ролей с текстом. Съемки фильма заняли семь лет, начиная с 1960 года. Картина была продана в 117 стран мира тиражом более 3000 копий. Режиссер впервые в истории кино использовал камеры с дистанционным управлением, перемещавшиеся на проволоке вдоль грандиозного Бородинского сражения (съемки этой сцены заняли два года) на расстояние 300 метров. Интересно, что эта сцена снималась в тех же местах, где проходило само сражение. Первый танец Наташи Ростовой и Андрея Болконского потребовал 25 дублей. Для съемок были построены более ста студийных декораций, а также задействовано 103 натурных места. Исполнительница роли Наташи Людмила Савельева-бывшая балерина…
Сергей Федорович Бондарчук, уже прославившийся кроме актерских работ режиссерским дебютом фильма «Судьба человека», несколько лет вынашивал идею экранизации романа Льва Толстого «Война и мир». Чтобы как можно бережнее сохранить авторскую интонацию и с меньшими потерями перенести на экран это объемное литературное произведение, густонаселенное большим числом героев и персонажей, режиссер искал новые выразительные формы киноповествования. Он пошел на беспрецедентный шаг, сняв четыре двухсерийные картины: 1-«Андрей Болконский», 2-«Наташа Ростова», 3-«1812 год», 4-«Пьер Безухов». И стал автором первой отечественной исторической киноэпопеи. На роль Андрея Болконского режиссер долго искал актера. Замечательно сыграл на пробах Иннокентий Смоктуновский, мечтавший о роли князя Андрея. Но его утвердили на роль Гамлета, которую тот и выбрал. Лучшей оказалась проба Олега Стриженова, и Бондарчук был готов его утвердить. Но актер обиделся, что Бондарчук не позвал его первым, и отказался играть. Не помогло даже вмешательство министра культуры Фурцевой-«Екатерины Третьей». Тогда она посоветовала попробовать Вячеслава Тихонова. Пробы не были безупречными. Но режиссер поверил в актера. А «памятник» детской глупости в виде татуировки на руке «Слава», которой артист стеснялся, прикрыли перчатками. Четыре долгих года актер работал над образом князя Болконского, и все это время не брался ни за какие другие роли. Болконский, как признавался актер, буквально выпотрошил его. Когда картина «Война и мир» вышла на экраны, разразилась настоящая буря. Большинство критиков категорически заявили о неудаче Тихонова. Вячеслав Васильевич, переживший по этому поводу тяжелейшую депрессию, с ними согласился и даже твердо решил уйти из кино. Не поколебало его решения даже то, что читатели «Советского экрана», посмотрев 1-ю серию фильма, ставшего лидером проката 1966 года (1-е место-58 миллионов зрителей), назвали Тихонова лучшим актером года. От решительного шага его удержал друг, режиссер Станислав Ростоцкий, уговорив, более того-заставив сняться в роли Ильи Семеновича Мельникова в фильме «Доживем до понедельника», имевшего огромный успех. Не менее трудными были и поиски Наташи Ростовой. Пересмотрев сотни претенденток, режиссер остановился на непрофессиональной актрисе-балерине Кировского театра Людмиле Савельевой, которая сама явилась на пробу и решительно потребовала повторной, когда первая режиссера не убедила. И ее утвердили. Ей предстояло по ходу учиться азам актерской профессии, умению работать перед камерой. Но в ней Бондарчук разглядел то, что отличало героиню Толстого от остальных: чистоту и порывистость девушки-ребенка, огромные «говорящие» глаза, взрывной темперамент и искренность. Роль Наташи стала главной в творчестве Людмилы Савельевой. Ее исполнение оценили не только зрители, назвав лучшей актрисой года, но и маститые профессионалы: после показа фильма за рубежом ей посыпались предложения от ведущих режиссеров мира. Людмила Михайловна Савельева (р. 1942) снималась в фильмах: «Бег» (1970), «Чайка» (1970), «Подсолнухи» (1970 с Софией Лорен и Марчелло Мастроянни, реж. Витторио Де Сика), «Всадник без головы» (1972), «Юлия Вревская» (1977), «Шляпа» (1981), «Шел четвертый год войны» (1983), «Нам не дано предугадать…» (1984), «Успех» (1984), «Чужая белая и рябой» (1986), «Черная роза-эмблема печали, красная роза-эмблема любви» (1989), «Часы без стрелок» (2001), «Седьмое небо» (2006), «Анна Каренина» (2009) и др. Режиссер собрал на картине великолепный актерский ансамбль из звезд отечественного кино разных лет. Светскую львицу Анну Шерер сыграла Ангелина Степанова-великая театральная актриса, в кино почти не снимавшаяся («Бегство мистера Мак-Кинли», «Двадцать дней без войны», «Повесть о настоящем актере» и др.). Величественного Анатолия Кторова-звезду немого кино-до обидного мало снимали. Его старый князь-один из самых ярких и незабываемых образов фильма, его несомненная удача. Сам режиссер прекрасно сыграл Пьера Безухова. А вот его супругу, Ирину Скобцеву, в роли Элен мало кто принял: конечно, она была красавицей, но уже далеко не молодой. Три года (1965-67) Сергей Бондарчук снимал свой главный фильм. В съемках батальных сцен приняло участие 120 тысяч солдат-статистов (Новая Книга рекордов Гиннесса, 1993) из специально сформированных дивизий и кавалерийского отряда. Исторические костюмы на огромное количество артистов и статистов шили не только мастерские «Мосфильма», но и несколько фабрик. В Туле отлили пушки. Часть оружия, мебель, кареты были подлинными: музеи просто обязали их предоставить. Но из-за некачественной пленки приходилось снимать по 10 дублей, 8 из которых уходили в брак. Эпопея «Война и мир» получила огромный международный резонанс, собрав рекордное число зарубежных наград: Премия «Оскар» Голливудской киноакадемии за лучший иноязычный фильм, демонстрировавшийся в 1968 году; Большой приз фильму, диплом актрисе Л. Савельевой на Международном кинофестивале в Москве в 1965 году; Почетный диплом Международного кинофестиваля в Венеции в 1965 году; «Золотая головка Паленке» на Международном кинофестивале в Акапулько в 1965 году; «Жемчужный приз» за лучший фильм 1966 года на конкурсе Японской ассоциации любителей кино «Роэй»; Почетный диплом на международном кинофестивале в Венеции в 1965 году; Первый приз Нью-Йоркской ассоциации кинокритиков как лучшему иностранному фильму за 1968 год; Почетный приз за сложные движения кинокамеры при съемке (фрагменты второй серии); VII МАНК-Прага в 1966 году; В. Тихонов и Л. Савельева-лучшие актеры 1966 года по опросу журнала «Советский экран»; Приз Л. Савельевой («Война и мир», «Подсолнухи») на кинофестивале советских фильмов в Сорренто в 1973 году и др. Фразы из фильма, ставшие крылатыми: Советчиков всегда много, а людей нет (Кутузов). Погибла Россия! Погубили! (Старый князь Болконский)-Ведь это же прелесть что такое! (Наташа)-Да, это тот самый дуб (Андрей). За красивых женщин, Петруша! И их любовников! (Долохов)-Кто ж их к нам звал? Поделом им. Мордой-и в говно! (Кутузов).